ЗАПАДНЫЕ ПОЛЕШУКИ (дулебы, червоннорусы, русы) (краткая характеристика)

Перейти вниз

ЗАПАДНЫЕ ПОЛЕШУКИ (дулебы, червоннорусы, русы) (краткая характеристика)

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 1:39 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ЗАПАДНЫЕ ПОЛЕШУКИ (дулебы, червоннорусы, русы) (краткая характеристика)

Западные полешуки (дулебы, червоннорусы, русы) – этнос (от греч. ethnos – общество, группа, племя, народ), национальность, т. е. устойчивая общность людей, которая исторически сложилась на определенной территории, т. е. в Западном Полесье, которое сейчас входит в состав Беларуси, Польши и Украины, и характеризуется единством генотипа, проявляющегося в особенностях физических черт личности и некоторых психических черт, единством истории, культуры, языка, быта, образа жизни, прижизненно обретенных психических особенностей, а также хотя и примитивным, расплывчатым, но единством отдельных элементов самосознания, выделяющих ее среди других этнических общностей (национальностей), напр., белорусов, украинцев, русских, поляков, литовцев. В настоящее время у них нет единого этнического самоназвания и развитого единого этнического самосознания. В Украине их называют украинцами и многие из них считают себя украинцами, исходя из того, что живут в Украине. В Беларуси многие называют себя белорусами и их называют белорусами, исходя из того, что живут в Беларуси. В царской России западных полешуков, проживавших на нынешних территориях Западного Полесья Беларуси, Украины и Польши, официально называли малороссами. Согласно ряду исторических источников, в далеком прошлом их предки имели общеплеменное название «дулебы», а из названий отдельных племен дулебов известны «бужане» и «волыняне». В исторических источниках отмечено их проживание на территории Западного Полесья еще в первом тысячелетии н. э. В частности, известно, что в VII ст. проживавшие на Западной Волыни дулебы отражали нашествие аваров. С X ст. находились в составе Киевской Руси, в 907 году участвовали совместно с другими племенами в походе киевского князя Олега на Царьград (Константинополь). Ни государства, ни международные организации, связанные с этническими вопросами, не включили западнополесский этнос в свои официальные реестры этносов.

Западнополесский этнос сформировался на восточнославянской основе. Главными его прародителями были древнеславянские племена дулебов (бужане, волыняне). Предполагаю, в древности в его формировании в той или иной мере участвовали также племена дреговичей, родимичей, древлян, северян, полян, уличей, тиверцев, мазовшан, некоторые балтские племена (дайны, полексяне, ятвяги и др.) и иные народы, влиявшие на дулебов. Возможно, частично на генотип дулебов повлияли гены предположительно господствовавших над дулебами в разных местах их проживания готов с III в., гуннов с конца IV в., а также аваров (обров), действительно господствовавших над дулебами на Волыни несколько веков начиная с конца VI в. («Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов» -- Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Не исключено, что элементы генотипов разноплеменных воинов монгольской Золотой Орды, господствовавшей над предками западных полешуков около столетия, тоже есть в генотипе нынешних западных полешуков. Предполагаю, западные полешуки как нынешний отдельный этнос (народ, национальность) оформился около XV -- XVI вв. после окончательного разрушения родо-племенной организации отношений дулебов уже в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ). В последующем на него влияли сформировавшиеся этносы белорусов, украинцев, русских, поляков и др. народов, с которыми западные полешуки находились в интенсивных отношениях. В Беларуси и Украине западные полешуки являются коренным этническим меньшинством, а в Польше они были коренным этническим меньшинством до их почти поголовного насильственного выселения властью Польши после разгрома нацистской Германии с их исторической этнической территории. Те западные полешуки Подлясья Польши, которые проживали рядом с белорусами и назвались белорусами, чтобы спастись от депортации, не были выселены, поскольку белорусов как этническую группу в Польше не депортировали с их этнической территории. Немногие депортированные западные полешуки вернулись на свою историческую Родину в Польше. Я использую название "западные полешуки" в качестве предварительного, начального, "рабочего" названия, но мне импонирует древний этноним (древнее название) "дулебы".

Сходство многих черт нынешних западных полешуков с чертами современных белорусов, русских, украинцев в физическом облике, характере, языке, культуре, образе жизни и др. обусловлено не только их долговременным взаимовлиянием, хотя оно имело место, но и общностью их происхождения. Эти четыре народа произошли в основном от близкородственных восточнославянских племен. В процессе объединения данных племен в древнерусское государство – Киевскую Русь (Великое княжество Киевское) и ее развития из них сформировалась как суперэтнос древнерусская народность (русь, русичи, русские – много позже последнее название и самоназвание древнерусского народа было перенесено на один из отдельных восточнославянских этносов, на самый большой из них). В Киевской Руси в результате укрепления политических, экономических, культурных, языковых, военных, кровно-генетических связей между входившими в нее восточнославянскими предками нынешних белорусов, западных полешуков, русских, украинцев их единство получило дальнейшее развитие. Одновременно и параллельно со становлением суперэтноса в виде древнерусской народности в ней шел процесс образования этносов в виде древнебелорусской, древнезападнополесской, древнерусской (предков нынешнего русского этноса), древнеукраинской народностей на основе специфических черт входивших в Киевскую Русь племен, а также с некоторым участием невосточнославянских народов, перемешивавшихся с восточнославянскими. Вызревание этих новых народностей и осознание ими, хотя и не всегда отчетливое, своих самобытности, особых интересов, предполагаю, послужили одной из существенных причин распада Киевской Руси и суперэтноса в виде восточнославянской древнерусской народности.

Западные полешуки – это коренные жители Западного Полесья, которое является их исторической этнической территорией. Часть его находится в Беларуси, часть – в Украине, а часть – в Польше (Западная Волынь и Подлясье). Самая большая часть Западного Полесья находится в Украине, а самая малая его часть находится в Польше. Западные полешуки имеют самобытные черты собственного языка (синтаксическое будущее время, реликтовое парное число; в фонетике, например, в отличие от белорусского языка, отсутствует «дзеканье» и «цеканье», имеется губно-губной согласный «в» ‘вовк‘, твердые согласные перед гласными “е”, “и (ы)” ‘лыпа’; язык необычайно разнообразен и богат первозданной лексикой, сильно отличающей его не только от белорусского, но и от украинского языков, и др.). Особенности традиционной культуры, быта, психического склада, самосознания, исторического развития, включая имевшее место несколько веков назад своеобразие государственного развития, и др. выделяют западных полешуков среди других славянских народов (белорусов, поляков, русских, украинцев и др.) в качестве однопорядкового с ними по глубине своей неповторимости и исторической самобытности этноса.

Ряд исследователей (М. Довнар-Запольский, Д. Шендрик и др.) фиксировали наличие у коренных жителей Западного Полесья, напр., Пинщины, заметных особенностей в их физическом облике (соматических). Так, характеризуя коренных жителей Пинского Западного Полесья – пинчуков в то время, когда они не были сильно втянуты в экономическое, техническое и культурное развитие царской России, не были затронуты интенсивными миграционными процессами, а значит, их западнополесская самобытность не подверглась большому преобразованию, М. Довнар-Запольский и Д. Шендрик писали, что “пинчук по своему физическому строению, по языку и по одежде отличается от белорусов. Во всех этих отношениях он примыкает к жителям Волынского Полесья… Пинчук редко бывает высокого роста; почти всегда он среднего роста, широкоплеч, плотного сложения… Лицо пинчука широкое, круглое, со значительно более выдающимися скулами, чем у белоруса… Вообще пинчук отличается силой и здоровьем, несмотря на болотистую местность, в которой он живет. Быть может, этому способствует обилие мясной пищи, так как дичи и рыбы здесь водится множество, а пинчуки – прекрасные охотники и рыболовы” (Россия. – СПб, 1905. – Т. 9. – С. 194). Возможно, западнополесский этнос сложился как отдельная антропологическая разновидность европеоидной расы. Ряд современных украинских ученых, характеризуя западных полешуков, проживающих в Волынском Полесье в Украине, относят их к полесско-волынскому антропологическому типу европеоидной расы.

Добротные эмпирические факты о многих особенностях западнополесского народа (если отвлечься от их зачастую субъективной интерпретации) можно найти в посвященных западнополесскому этнографическому региону научных работах исследователей XIX – XX стст. Это труды не только М. Довнар-Запольского, Е. Карского, А. Крымского, К. Михальчука, А. Риттиха, Д. Шендрика, Р. Эркерта, Н. Янчука, но и современных белорусских, западнополесских, польских, русских, украинских и др. ученых. Ценные сведения о западных полешуках и об их этнической территории содержатся в таких исторических источниках, как средневековые карты, хроники (Я. Длугоша, М. Кромера), древнерусские, белорусские, украинские летописи, хроники, а также украинско-западнополесская, но, возможно, написанная на Волыни Галицко-Волынская летопись. Последняя использовалась в качестве источника, а зачастую и литературного образца при написании белорусских летописей, хроник.

Наиболее аргументирована в современной науке точка зрения, согласно которой западные полешуки являются в своей основе славянским народом. Имеет место и точка зрения, согласно которой этнический субстрат западных полешуков составили западнобалтские племена ятвягов. Однако эта позиция очень слабо аргументирована. В плане происхождения хорошо просматривается наиболее близкое родство западных полешуков с белорусами, русинами, украинцами. Некоторые исследователи усматривают такое же близкое родство западных полешуков со словенцами, чьи прародители мигрировали на территорию нынешней Словении в VII ст. н. э. Язык, культура, историческая судьба западнополесского этноса тесно переплетены с языком, культурой, историческими судьбами белорусского, русского, украинского народов, а также с культурой, историческими судьбами австрийского, венгерского, литовского, чешского, польского и др. народов Европы. Киевская Русь (Великое княжество Киевское) (IX – первая половина XII ст.ст. или первая половина XIII ст.) была раннефеодальным объединенным древнерусским государством прародителей белорусов, западных полешуков, русских, украинцев.

Многие современные белорусские ученые рассматривают западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Беларуси, как разновидность белорусского этноса, предоставляя решение вопроса об этническом статусе западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Украины и Польши, украинским и польским ученым. Эта позиция нашла отражение в диалектологическом атласе белорусского языка, в котором язык проживающих в Западном Полесье Беларуси западных полешуков рассматривается как составная часть белорусского языка, а такой же язык таких же западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Украины и Польши, вообще не освещается, хотя логично было бы со стороны составителей диалектологического атласа белорусского языка признать в качестве разновидности белорусского языка и язык западных полешуков, проживающих а Западном Полесье Украины и Польши. Многие современные украинские ученые считают всех западных полешуков, проживающих в Западном Полесье Украины, Беларуси и Польши, составной частью украинского этноса, рассматривая их как отдельную этническую группу в нем. При этом они опираются не только на результаты собственных исследований, но и привлекают для своих обоснований исследования западных полешуков некоторыми учеными в бывшей царской России во второй половине XIX – начале XX стст. (М. Довнар-Запольского, Д. Шендрика, Н. Янчука и др.), в которых ученые, отталкиваясь от отдельных существовавших на момент исследования признаков западных полешуков, без углубления в их этногенез, относили данный народ к малороссам (украинцам). Названная позиция многих современных украинских ученых и ряда ученых бывшей Российской империи нашла отражение в диалектологическом атласе украинского языка.

Исторический подход, без которого невозможно понять особенности ни одного этноса, начисто отсутствует в немногочисленных исследованиях, посвященных западнополесскому народу. Повсеместно практиковалось и практикуется описание западных полешуков только а аспекте синхронии (исследование состояния этноса в конкретный момент времени), причем без строго применения требуемых этим подходом структурного и функционального методов.

Когда и под влиянием каких политических, экономических, культурных и иных социально-исторических, географических, генетических и др. условий сформировались те или иные черты западных полешуков, какие этапы эволюции проходила эта этническая общность, является ли сходство некоторых черт западных полешуков с чертами других народов следствием общности их происхождения, их взаимовлияния или сходства условий их жизнедеятельности, каковы были внутриэтнические механизмы формирования, воспроизведения и развития западнополесского этноса, каков был на различных этапах истории западнополесского народа комплекс условий, определявший самобытность и исчезновение некоторых их неповторимых особенностей западных полешуков – ни на один из этих и им подобных вопросов современная наука либо не дает ответ (а многие из этих вопросов даже не ставит), либо если дает, то крайне примитивный и весьма далекий от реальных исторических фактов. Так, в Белорусской советской энциклопедии было отмечено следующее. «Полешуки, в дореволюционной России этнографическое название жителей Полесья. Экономическая и культурная изолированность Полесья отразилась на быте, обычаях, языке полешуков (имеются в виду жители как Западного Полесья, так и Восточного Полесья, в котором проживают белорусы – Г. А.). В наше время жители Полесья не отличаются от остальных белорусов и украинцев. Название полешуки используется как историческое или территориальное» (Палешукі. -- Минск., 1975. – Т. 8. – С. 50). (В Белорусской энциклопедии в 18 томах, изданной в суверенной Беларуси, уже отсутствует, возможно, по политическим или иным конъюнктурным соображениям, отдельная статья «Полешуки»). Во-первых, многие коренные жители Западного Полесья сохранили свои этнические особенности, во-вторых, исторические факты свидетельствуют о широких и активных контактах западнополесского народа с другими народами до включения его в состав Российской империи, хотя контакты отдельных региональных групп западных полешуков, проживавших в сильно заболоченных местах, с окружающим миром были затруднены. Западные полешуки на всем протяжении своей истории жили не только в болотистых местностях, но на возвышенностях, и в городах. Но несомненно, что особенности географической среды обитания оказали некоторое влияние на самобытность западных полешуков, однако не основное.

Отмеченная ограниченная исследовательская методологическая установка при изучении западнополесского народа сильно снижает научную ценность полученных нередко весьма добротных эмпирических данных о западных полешуках и создает предпосылки для произвольной интерпретации этих данных. Возможно, отчасти по этой причине до недавнего времени западные полешуки не оценивались учеными строго однозначно как отдельный этнос, однопорядковый по масштабу своей самобытности с белорусским, русским, польским, украинским и др. народами, хотя многие ученые фиксируют особенности языка, культуры, образа жизни западных полешуков.

В научных работах и учебных пособиях история той части этногеографического региона Западное Полесье, которая входит в состав Беларуси, большинством белорусских ученых излагается как история белорусов. Большинством же украинских ученых история всего Западного Полесья, в том числе и Западного Полесья Беларуси, излагается как история украинцев.

В настоящее время многие современный ученые разных национальностей (А. Дуличенко, З. Зинкявичус, Ф. Климчук, И. Лучиц-Федорец, А. Супрун, Н. Толстой и др.) в своих взглядах на Западное Полесье не оспаривают ни с этнокультурной, ни с этнолингвистической позиций стремление обладающих этническим самосознанием западных полешуков рассматривать свою этническую общность в качестве отдельного этнического народа. В конце 80-х годов XX ст. в Беларуси, тогда еще республики бывшего СССР, в период социалистической перестройки зародилось движение этнически сознательных западных полешуков за возрождение западнополесского этноса, его языка, культуры, этнического самосознания, за признание государственной властью, учеными, мировым сообществом западных полешуков в качестве отдельного этноса (национальности) и за признание их прав человека в качестве такой этнической общности, закрепленных в международных документах о правах человека. Организованной формой этого движения стало Общественно-культурное объединение «Полісьсе», которое издавало единственную в мире газету на западнополесском языке, посвященную проблемам возрождения западнополесского этноса.

Западное Полесье свыше тысячи лет является этнической территорией западных полешуков. Проживание здесь их основных прародителей – дулебов (бужан, волынян) зафиксировано в начале второй половины первого тысячелетия н. э. Название Полесье упоминается в Галицко-Волынской летописи (около 1276 г.), сохранившейся в списках Ипатьевской летописи. Название Полесье было отнесено к территории южнее г. Копыля, т. е. примерно к тому региону, который ныне называется Полесьем. На территории Западного Полесья западные полешуки компактно расселены, с ним связаны их этногенез и их этническая история. Западное Полесье, в отличие от Восточного Полесья, которое является частью этнической территории белорусов, -- это бассейны рек Верхней Припяти и верхнего и среднего Западного Буга (Буга). Площадь ок 50 – 60 тыс. квадратных километров. Рельеф преимущественно равнинный, высота 100 – 200 м. над уровнем моря. Водоразделы рек низкие и плоские, проходят через болота, иногда через песчаные дюны и валы. Имеются отдельные гряды и возвышенности, напр., Волынская. Реки текут медленно по заболоченным долинам. Климат умеренно континентальный. Протяженность теплого периода года 250 – 260 дней. Осадки от 500 до 600 мм в год.

Климатическая система Полесья в целом и западного Полесья, в частности, существенно влияет на климат всей Европы. Географические особенности Западного Полесья, наряду с социально-историческими, геополитическими и др., повлияли в дондустриальную эпоху на особенности хозяйственной деятельности западных полешуков, их производственной культуры, характера, мировосприятия, языка, фольклора, обычаев и др. К числу таких особенностей относилась и затрудненность коммуникации ряда региональных групп западных полешуков в Западном Полесье, проживавших в сильно заболоченных местах, друг с другом и с окружавшим Западное Полесье иноэтническим миром.

В настоящее время значительная часть Западного Полесья осушена. А Западное Полесье Беларуси почти полностью осушено. Во многом такое осушение было сделано грубо, неквалифицированно, антинаучно и привело к нарушению равновесия природной среды. Вследствие такого осушения Западного Полесья Беларуси некоторые условия жизни многих западных полешуков в сельской местности изменились в худшую сторону. Было осуществлено коренное изменение их исторической географической среды, с которой во многом была связана их самобытность. Но есть и много положительных моментов в осушении Западного Полесья, связанных с расширением площадей для хозяйственной деятельности, с улучшением качества земель хозяйственного назначения, с улучшением коммуникаций в ранее сильно заболоченных местах, с улучшением микроклимата в таких местах и др.

К числу массово проявляющихся черт западных полешуков относятся весьма высокий консерватизм, практицизм, заметный индивидуализм, упорство, трудолюбие, высокая способность к адаптации в иноэтнической среде, нередко за счет внешнего отказа их от своей этнической принадлежности, предпочтительная ориентация на санкционированные волей государства действия, терпеливость, обязательность, стремление к независимости. В то же время для современных западных полешуков характерны их духовная и организационная этническая разобщенность, отсутствие внегосударственных механизмов (норм поведения, ценностных установок, организационных структур и др.), которые объединяли бы их как этнос, сплачивали в высоко целостный этнический организм.

Этническая территория западных полешуков входит своими частями в Беларусь, Польшу и Украину. В геополитическом плане Западное Полесье занимает стратегическое положение с точки зрения взаимоотношений Беларуси, Польши и Украины, а также Западной и Восточной Европы, в т. ч. и России. Западное Полесье – это самый прямой путь движения из России, а также из значительной части азиатского региона в Западную Европу. Через него проходят жизненно важные для европейского и мирового сообщества транспортные коммуникации. В силу своего стратегического положения этническая территория западных полешуков была постоянным полем битвы различных народов и государств за свои интересы.

В Беларуси, Польше и Украине компактно проживающие на своей этнической территории западные полешуки являются коренным этническим меньшинством по отношению к проживающим за пределами Западного Полесья, на своих этнических территориях самым многочисленными коренным этносам данных государств – белорусам, полякам и украинцам. Кроме того, западные полешуки проживают в Беларуси, Польше, Украине на этнических территориях белорусов, поляков, украинцев, являясь на них некоренным этническим меньшинством, равно как последние проживают на этнической территории западных полешуков, являясь на них в Беларуси и Украине некоренным этническим меньшинством, а в Польше – некоренным этническим большинством. Хотя в Западном Полесье Беларуси и Украины западные полешуки являются коренным этническим большинством, здесь проживают люди многих национальностей. Предки многих из них поселились в Западном Полесье многие сотни лет назад. Это укорененное население Западного Полесья.

Официальная статистика Беларуси, Польши, Украины не ведет учет западных полешуков. Они не признаны в качестве отдельной национальности властями названных государств. Не включены они также и в международные справочники. Всего западных полешуков свыше 3-х миллионов. Около 2-х миллионов или даже больше западных полешуков проживает в Украине, свыше миллиона – в Беларуси, в т. ч. в Западном Полесье Беларуси проживает около миллиона западных полешуков. Меньше всего западных полешуков проживает в Польше. Много западных полешуков проживают за пределами Беларуси, Польши, Украины, в т. ч. в Австралии, Аргентине, Канаде, России, США и в др. странах.

В результате многосотлетнего этнического угнетения западных полешуков, ликвидации у них собственной государственности, игнорирования и даже преследования их этнической самобытности и этнических интересов государствами, в состав которых они входили, вследствие их насильственных деэтнизации, ассимиляции, растворения в других народах, низведения их этнического существования до бытового уровня западнополесский этнос в Западном Полесье утерял многие самобытные черты, ослаблена жизнеспособность его сохраняющегося этнического своеобразия.

Значительная часть западных полешуков очень сильно белорусизирована, полонизирована, русифицирована, украинизирована. Почти исчезли из сферы практического употребления традиционная культура, традиционные промыслы, особенности образа жизни. Западнополесский язык по преимуществу используется в деревнях, поселках и малых городах и по большей части в среде простого народа. Нередко этот язык используется, особенно в городах, в причудливой смеси с русским, украинским, белорусским даже на этнических территориях западных полешуков. Он сверх меры насыщен литературными русизмами, полонизмами, украинизмами и в меньшей мере белорусизмами. Отсутствует обстоятельно разработанный нормированный западнополесский язык. Он существует фактически в форме разговорного народного языка. В конце XX ст. этнически сознательной западнополесской интеллигенцией Беларуси была предпринята активная попытка нормировать современный западнополесский язык. К этой попытке целесообразно отнести не только примененные на практике специальные языковедческие разработки Н. Шеляговича, но и художественные произведения на западнополесском языке М. Басевича, В. Брыля, Н. Герасимика, И. Денисюка, А. Крейдича, В. Нестерука, В. Пташица, А. Скращука, А. Сущука, А. Трушко (Алеся Наварыча), Н. Шеляговича и др., научные (языковедов Ф. Климчука, И. Лучица-Федорца, философа и социолога Г. Антонюка и др.) и публицистические материалы и просто сообщения на западнополесском языке в газете “Збудінне” и в иных СМИ Общественно культурного объединения «Полісьсе”. Эта попытка не была завершена и не получила широкого распространения.

Из этнического самосознания очень многих западных полешуков вытеснены те мерила, с помощью которых они могли бы идентифицировать себя как представители отдельного этноса (национальности) относительно других этносов (национальностей) – белорусов, русских и др. Массовое этническое самосознание нынешних западных полешуков неисторичное. В нем отсутствуют представления о длительной самобытной истории западнополесского этноса. В Беларуси подавляющее большинство западных полешуков формально числятся белорусами, а некоторая часть – украинцами и поляками. Подавляющее большинство западных полешуков Украины формально числятся украинцами, много западных полешуков Польши формально числятся поляками, а часть – белорусами, украинцами. Такая же ситуация и с теми западными полешуками, которые проживают за пределами Беларуси, Польши и Украины. Однако при этом не ассимилированные и не деэтнизированные западные полешуки не рассматривают понятия “белорус”, “поляк”, “украинец” как отражение их собственной этнической природы. Для ее отражения они используют при самоназвании понятия “полешуки”, “полещуки”, а также более узкие “пинчуки”, “волыняне”, “берестюки” и т. п. Нередко они использую маловыразительное самоназвание “местные”, “тутошние”. Название “полешуки” до начала XX ст. было распространенным и в Западном Полесье, и в научной литературе. Название «полешуки» в отношении коренных жителей Полесья, живших в бассейне реки Припяти, встречается на карте Великого княжества Литовского Т. Мазовецкого (1613 г.).

Ареал употребления названия “полешуки” в Западном Полесье к концу XX ст. сузился по сравнению с прошлым веком, что является свидетельством снижения уровня этнического самосознания западных полешуков. И тем не менее оно не исчезло полностью. Его попытались возродить в качестве массового самоназвания коренных жителей Западного Полесья Беларуси участники движения за возрождение западнополесского этноса. Если западнополесский этнос не исчезнет, то, возможно, со временем сформируется иное самоназвание.

На ослабление этнической самобытности западных полешуков влияют и современные объективные неустранимые причины, связанные с воздействием научно-технического прогресса, усложнением общественной жизни, усиливающимся взаимовлиянием народов друг на друга в процессе формирования единой многоэтнической нации Беларуси и ускоряющегося объединения человечества в единое многоэтническое мировое сообщество. Их влияние сказывается в большей или меньшей степени на всех народах, включенных в процесс поступательного развития человечества..

В настоящее время западнополесский народ не имеет ни своего суверенного государства, ни государственной автономии, ни культурно-языковой автономии, ни административно-хозяйственного самоуправления, ни административно-территориальной выделенности ни в одном из государств, в которых компактно проживают на своей этнической территории западные полешуки. Следовательно, западнополесский этнос не имеет единого внутреннего управления, ориентированного на обеспечение его жизнеспособности. Это ставит его в гораздо худшие по сравнению со многими этносами условия выживания, даже по сравнению с белорусами в Беларуси, которые не имеют возможности полноценно реализовать свои особенности. Ни одно из государств также не ориентировано на сохранение и развитие этнической самобытности западных полешуков. Существующие в Беларуси, Польше, Украине административные единицы, в которые входят западнополесские этнические земли (Брестская и небольшая часть Гомельской области в Беларуси,  Подляское и Люблинское воеводства в Польше, Волынская, Житомирская и Ровенская области в Украине) также не ориентированы на обеспечение специфических интересов обеспечения жизнеспособности западнополесского этноса. В послевоенной Польше многие западные полешуки были принудительно выселены властью в расчете на ликвидацию базы для подпольной Украинской повстанческой армии ОУН(б-бандеровской) и, возможно, в расчете на тотальную полонизацию очищенной от западных полешуков территории из их этнической территории на бывшие немецие земли, отошедшие к Польше  после поражения нацистской Германии, а многие западные полешуки под угрозой насильственного выселения и смерти от подпольной Армии крайовой бежали в Советский Союз. Существующее  административно-территориальное устройство в Беларуси, Украине, Польше ориентировано на раздробление этнической территории западных полешуков, на слияние ее с этническими землями самых больших и коренных народов Беларуси, Польши и Украины – белорусов, поляков и украинцев. Тем самым созданы административные препоны для объединения западных полешуков в единый самоуправляемый этнический организм в каждом из этих государств.

В Западном Полесье расположены такие города, как Брест, Кобрин, Каменец, Малорита, Пинск (в Беларуси), Бельск-Подляски, Мельник, Хелм (в Польше), Владимир-Волынский, Ковель, Коростень, Луцк, Овруч, Сарны (в Украине). Многие из этих городов известны со времен раннего средневековья. На территории Западного Полесья Беларуси и Польши находится значительная часть национального (для Беларуси и Польши) парка Беловежская пуща.

Потеря западнополесского этноса, оказавшего большое экономическое, политическое, культурное, военное, биогенетическое влияние не только на восточноевропейскую, но и на общеевропейскую историю, имеющего масштабную культурно-языковую самобытность, сильно обеднит не только современное и будущее европейское развитие, но и прогресс всего человечества.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Бывший  адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста "ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ" http://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 236
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения