ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Перейти вниз

ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Сообщение автор Admin в Ср Мар 13, 2013 7:49 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ



Данная статья является применением и развитием моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Есть люди, расположенные только к рациональному мышлению и к порождаемому им рациональному взгляду на мир. Рациональный взгляд основан на признании возможности существования только ограниченных предметов, т. е. предметов, имеющих границы (пространственные, временные, количественные, качественные, границы формы, содержания, причинной обусловленности и причинного влияния и др.). Людей с исключительно рациональным сознанием большинство. Среди них ученые, инженеры и др. На рациональном взгляде на мир основаны наука, инженерия, здравый смысл и частично -- искусство. Но есть много людей (ок. 7 – 12 %), расположенных к безгранично идеализирующему мир взгляду на него и верящих в осуществимость безгранично идеализированных предметов, в т. ч. в существование бесконечной первоосновы мира. Это идеологический взгляд на мир (религиозный, философский и др.), порождаемый идеологическим, внерациональным мышлением. Люди с таким взглядом обладают безгранично идеализирующим мир идеологическим, т. е. внерациональным сознанием, среди которых было немало создателей крупных философских учений (напр., Сократ, Платон, Дж. Бруно, Гегель). Есть немало людей, которые обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, среди которых немало философов, создавших оригинальные философские учения (напр., Фалес, Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, К. Маркс). Идеологическое мышление посредством веры категорически признает осуществимыми безгранично идеализированные предметы, которые оно не рассматривает как идеализированные. Опирающееся на логическое и практическое доказательство рациональное мышление считает безгранично идеализированные предметы либо неосуществимыми (конечные, напр., абсолютно совершенное общество), либо не поддающимися практической проверке на предмет осуществимости (бесконечные, напр., бесконечная снова мироздания -- материя, бог, абсолютная идея Гегеля и др.), т. к. оно не в состоянии содержательно мыслить бесконечность.

Мировоззрение – это взгляд на существенные черты мироздания. Существуют два противоположных и антагонистичных типа мировоззрения – рациональное, идеологическое и их комбинация, которая неизбежно противоречивая. Многие философские учения (напр., Аристотеля, Декарта, Канта, Маркса) являются такими комбинациями. Рациональный взгляд на существенные черты мироздания строится с помощью средств здравого смысла и науки как объективное мировоззрение. Рационально-научный взгляд на существенные черты мироздания имеет статус объективного и общезначимого научного знания. Художественно-рациональный взгляд на существенные черты мироздания, создаваемый с помощью художественных образов, несет на себе отпечаток ценностно-личного отношения к миру.

Идеологический взгляд на существенные черты мироздания, основанный на вере в существование бесконечной основы мира, несет на себе сильный отпечаток личного отношения к миру человека с идеологическим мышлением, обладающего этим взглядом, особенностей его сознания, логики мышления, его ценностных ориентаций, смысложизненных установок, его личного жизненного опыта, повлиявшего на особенности его личности, в целом его психики, всего устройства его личности. Потому сколько людей с идеологическим мышлением, столько возможно идеологических мировоззрений, адекватных особенностям обладателя мировоззрения.

Однако в действительности многие люди обладают мировоззрением, которое для них дискомфортное и не соответствует особенностям их как личностей. Такие люди нуждаются в специализированной помощи посредством мировоззренческой инженерии в избавлении их от не подходящего для них мировоззрения и выборе или в создании наиболее подходящего для них мировоззрения. Инженерия – это создание с помощью специальных научных знаний предметов с заданными характеристиками. Инженерия возможна в любой основанной на специальных научных знаниях деятельности, в том числе и в области сознательного создания, распространения и использования людьми мировоззрения. Инженерию в этой области я называю мировоззренческой.

Человек, обладающий сформировавшимся самосознанием, испытывает потребность в мировоззрении, т. е. в образе существенных черт мироздания (природы, человечества, сознания) и возможностей его познания и практического освоения человеком, с помощью которого он мог бы выявлять и объяснять менее значительные стороны реальности, определять ориентиры, пути, способы, средства реализации своих мышления, переживаний, своей оценки мира, своих потребностей, интересов и своих практических действий в нем. Люди с рациональным сознанием нуждаются в рациональном мировоззрении, а люди, склонные к идеологической вере – в идеологическом, внерациональном мировоззрении. Это два противоположных и антагонистичных типа мировоззрения.

Если вы склонны к внерациональной идеологической вере в существование бесконечной основы мироздания и являетесь адептом определенной идеологии, которой придерживаются многие люди, у вас может не быть личного идеологического мировоззрения с неповторимыми, уникальными чертами, которое выражало бы существенные особенности вас как личности и которым вы могли бы руководствоваться в своих мышлении, чувствах, оценках и практических действиях. Если вы склонны к идеологической вере, то за время взросления вы непременно обрели ее. Но в своей приверженности посредством веры массовому идеологическому учению (религиозному, философскому и др.) вы не уникальны, вы массовая, стандартизованная личность, поскольку придерживаетесь того идеологического мировоззрения, которым обладаете не только вы, будь то нерелигиозно-мифологическое, религиозное, философское, теософское мировоззрение, мировоззрение, созданное с помощью средств обыденного сознания, профессионального искусства и др. Если вы не создатель конкретного идеологического мировоззрения, то вы примкнули к уже созданному такому мировоззрению. Те склонные к вере люди, которые становятся адептами созданных другими людьми идеологических мировоззрений, тем самым отрекаются от многих своих личностных черт и принимают черты личности создателей идеологических мировоззрений, проявившиеся в них. Если вы творец серьезного идеологического мировоззрения, обретшего адептов, то хотя в нем проявилось своеобразие вас как личности, вы, следуя законам массовой идеологической веры, непременно создавали и проповедовали его как абсолютную истину для всех людей и к нему примкнули другие склонные к идеологической вере люди, уверовав, что это якобы в самом деле абсолютная истина для всех времен и народов. А после обретения созданным идеологическим мировоззрением приверженцев оно превращается в массовое стандартизованное мировоззрение, стандартизующее и его создателя. Наиболее соответствующее особенностям вашей личности идеологическое мировоззрение настолько личностное и уникальное, что оно является таковым постольку, поскольку в него не уверовали также другие люди.

Основанное на вере идеологическое мировоззрение не является объективным образом мироздания. Конкретное идеологическое мировоззрение выражает существенное ценностное отношение к миру склонного к идеологической вере ее творца. Потому конкретное идеологическое мировоззрение несет на себе отпечаток существенных личностных черт его творца и в силу этого оно является фундаментальной стороной личности этого творца. Обладание конкретным индивидом идеологическим мировоззрением с не только общими для многих людей, но и с уникальными чертами, выражающими своеобразие этого индивида, существенно повышает неповторимость, уникальность этого индивида. Высшим, наиболее зрелым видом идеологического мировоззрения является философское мировоззрение, философия.

Из всех видов рационального мировоззрения, признающего возможность осуществимости только ограниченных предметов, рационально-научное мировоззрение наиболее адекватно отражает мир, человека в мире и возможности использования и переустройства мира в интересах людей. Научное мировоззрение – это высший, наиболее зрелый вид рационального мировоззрения. Но наука не в состоянии дать законченное, абсолютное знание о мироздании как в силу своих ограниченных в каждый момент времени возможностей, так и ввиду незавершенности мироздания в каждый временной момент его изучения. Она и не претендует на получение такого знания. Потому в научном мировоззрении на любом этапе его развития содержатся элементы не только адекватного знания, но и заблуждений, ошибок, неясностей, проблем, предположений, в т. ч. гипотез. По мере развития научного познания и возможностей освоения человеком мира научное мировоззрение развивается, углубляется, уточняется, но все равно не становится полностью завершенным. Потому люди, обладающие даже научным рациональным мировоззрением, постоянно нуждаются в его уточнении и развитии.

Научное мировоззрение – это объективный по своему содержанию образ существенных черт реальности, независимый от того, каким желают люди видеть мир, безотносительный к тому, нравится он им или не нравится. Поэтому научное мировоззрение по своей природе универсальное. Рассматривая его в безгранично идеализированном виде как завершенное адекватное знание, можно сказать, что оно единое для всех следующих научному взгляду на мир людей. Однако поскольку вообще невозможно достичь завершенного научного мировоззрения и в научном мировоззрении в любой момент времени содержатся наряду с элементами адекватного знания неистинные элементы, а также научные предположения, в том числе относительно самых фундаментальных черт мироздания, то в общественном сознании, в т. ч. в сознании научного сообщества функционирует одновременно несколько разновидностей научных мировоззрений, имеющих как сходные, так и отличительные черты. Они могут различаться по точности, по полноте отражения определяющих черт мироздания, по особенностям используемых в них научных предположений, в т. ч. гипотез, по исходной рациональной общеметодологической парадигме, в рамках которой происходит построение научного мировоззрения (напр., кантианская, позитивистская, неопозитивистская, постпозитивистская, прагматистская, критического рационализма, моя общеметодологическая парадигма «чистого, пурического рационализма»). Разновидности научного мировоззрения -- это относительно самостоятельные высоко целостные интеллектуальные системы, конкурирующие и сотрудничающие друг с другом и борющиеся с антагонистичными всякому научному мировоззрению идеологическими мировоззрениями (идеологией).

Однако разновидностей научных мировоззрений и возможностей их построения не очень много. Поэтому хотя в реальности и отсутствует единое во всех деталях для всех научное мировоззрение, однако возможностей создания научных мировоззрений гораздо меньше численности людей, обладающих и способных обладать научным мировоззрением. Поэтому любая основательная разновидность научного мировоззрения присуща сознанию многих людей. Если такая разновидность научного мировоззрения способна быть присущей сознанию только одного человека, то лишь тогда, когда этот человек создал ее, но она еще не стала достоянием многих людей. Так было, например, тогда, когда О. Конт только начал создавать свою позитивистскую концепцию и когда А. Эйнштейн только создал теорию относительности, существенно менявшую научные взгляды на многие фундаментальные стороны мироздания. Так бывает, когда созданные обоснованные идеи, способные сильно изменить существующие взгляды на существенные черты мироздания, в силу разных причин не становятся при жизни их автора достоянием многих людей, однако в наше время такое маловероятно. Но в большинстве случаев субъект основательного научного мировоззрения в состоянии быть уникальным лишь в относительно краткие моменты времени, только тогда, когда он создает концепцию, коренным образом меняющую существующие научные взгляды на мироздание. Поскольку таких людей немного, то большинство людей, которые обретают рациональное научное мировоззрение, выбирают его из уже существующих его разновидностей. Многие из людей с рациональным мышлением нуждаются при выборе наиболее передового научного мировоззрения в помощи специалистов, занимающихся вопросами мировоззрения.

Поскольку научное мировоззрение – это объективное знание и не несет на себе отпечатка существенных личностных черт его создателя, то наличие у многих людей одинакового научного мировоззрения не стандартизирует их как личностей.

Разработка на основе фундаментальных научных знаний о мировоззрении прикладных мировоззренческо-инженерных методов, критериев и технологии помощи людям, нуждающимся в комфортном для них мировоззрении, предполагает содействие:

1. в установлении, к какому типу относится мышление, а значит, сознание нуждающихся в мировоззренческой помощи людей – к рациональному, к внерациональному, т. е. идеологическому, безгранично идеализирующему мир или к дуалистичному рационально-идеологическому мышлению.

2. в очищении сознания людей, обладающих рациональным мышлением, от несовместимых с ним и не продуктивных для них безграничных идеологических идеализаций и в обустройстве его защиты от них, и в ослаблении в сознании людей, обладающих дуалистичным мышлением, влияния на сознание безграничных идеологических идеализаций.

3. в овладении людьми, обладающими рациональным сознанием, рациональным, желательно научным взглядом на мир;

4. в оценке у людей, обладающих идеологическим мышлением, степени соответствия их идеологического мировоззрения особенностям их личности;

5. в оценке у людей, обладающих идеологическим мышлением, степени соответствия их идеологических взглядов современным тенденциям в идеологии.

6. в избавлении людей, обладающих идеологическим сознанием, от не соответствующих особенностям их личности конкретных идеологических идей.

7. в подборе или в создании для людей, обладающих безгранично идеализирующим мир идеологическим мышлением, наиболее соответствующего особенностям их личности комфортного для них личного идеологического мировоззрения.

8. в выработке для людей, обладающих дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, наименее противоречивого способа совмещения в их сознании элементов рационального и идеологического мировоззрений.

13. 03. 2013

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 238
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения