ЧЕРТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОГИК

Перейти вниз

ЧЕРТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОГИК

Сообщение автор Admin в Вт Мар 12, 2013 6:38 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК


ЧЕРТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОГИК


Данная работа -- это развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Мышление – это идеальный, т. е. нематериальный функциональный орган человека, служащий для познания и конструирования человеком мира, себя и своих действий в мире, регулятором деятельности человека и обладающий приспособленным для выполнения данных функций устройством. Считаю правомерным выделение идеологического (внерационального, экстрарационального) и рационального мышления как специфических противоположных фундаментальных типов мышления. Эти типы мышления отличаются особенностями логического строя. Основу логического строя мышления составляет предметная логика, т. е. логика, регулирующая создание мысленных предметов как идеальных заместителей реальности в мышлении и оперирование ими. Логика мышления – это обязательные формы, правила, средства, структура, компоненты мышления. Идеологические и рациональное мышление при наличии у них общих черт существенно различаются особенностями предметной логики. Идеологическая и рациональная логики являются разновидностями предметной логики и имеют общие и специфические черты. На идеологической логике основана идеология, а на рациональной логике основаны наука, инженерия, здравый смысл и частично искусство. Разделение мышления на рациональное и идеологическое и описание их особенностей, в том числе выявление принципа абсолютности в идеологической логике и принципа относительности в рациональной логике впервые осуществлено мною.

Познавая и конструируя себя и мир, человек мысленно создает в идеальном виде предметы, в той или иной мере подобные реальности, оперирует ими, как если бы это были предметы познаваемой и конструируемой реальности, имея при этом в виду, что предметы в мышлении -- это не сама реальность, а в некотором роде идеальные модели реальности, с помощью которых осуществляется ее имитация, отдаленно напоминающая театральную имитацию реальности. Так, когда мы читаем описание Земли, вращающейся вокруг Солнца, то мы думаем не о том, что образ Земли изображает движение вокруг образа Солнца, а что реальная Земля реально движется вокруг реального Солнца. Устройство мышления и его работа основаны на имитации реальности. Оправданно сказать, что мысленные предметы не только отражают и конструируют реальность, но одновременно имитируют ее. Если же сознание человека начнет отождествлять реальные предметы и их имитацию мышлением, начнет их путать, то это будет свидетельством существенных сбоев в логике мышлении.

Главной особенностью идеологического мышления по сравнению с рациональным мышлением является то, что оно безгранично идеализирует мир в положительном и отрицательном аспектах и изначально содержит веру в осуществимость созданных им безгранично идеализированных предметов. В действительности с точки зрения рационального мышления локальные безгранично идеализированные идеологическим мышлением предметы вообще неосуществимы (напр., всецело совершенное общество), а бесконечно идеализированные идеологическим мышлением предметы (абсолютная идея Гегеля, всемогущий бог, бесконечная материя и др.) вообще не поддаются рациональному доказательству на предмет осуществимости, поскольку рациональное мышление не способно их мыслить.

Выделяю следующие черты идеологической логики.

1. Идеологическое мышление оперирует только безгранично идеализированными предметами, а если оно использует неидеализированные предметы, то это является нарушением идеологической логики. Но оно не рассматривает безгранично идеализированные предметы идеализациями.

2 Идеологическое мышление автоматически (непроизвольно) в силу своего устройства безгранично идеализирует любой мыслимый им предмет.

3. Понятие безгранично идеализированного предмета, как локального (напр., абсолютно совершенная личность), так и бесконечной основы мира не является общим или всеобщим с точки зрения формальной логики, поскольку такой предмет не может быть получен путем обобщения, а может быть получен лишь путем мысленного отвлечения от границ предмета.

4. Конкретное идеологическое мышление (конкретный человек с идеологическим мышлением) категорически императивно мыслит осуществимыми безгранично, в том числе бесконечно идеализированные им предметы.

5. Любой мысленный ограниченный предмет, рассматриваемый идеологическим мышлением как детерминированный бесконечно идеализированным предметом, неизбежно приобретает безгранично идеализированные черты.

6. Идеологическое мышление либо полностью исключает случайное как противоположное необходимости, либо модифицирует его в виде способа бытия необходимости. Использование идеологическим мышлением случайности как противоположности необходимости является нарушением идеологической логики.

7. Идеологической логикой свобода воли интерпретируется как способность проявления признаваемым идеологическим мышлением существующим бесконечным субъектом (богом, мировой волей, абсолютной идеей и др.) безусловной необходимости.

8. Идеологическая логика абсолютно иерархическая и в ней все безгранично идеализированные предметы находятся в отношении абсолютной логической иерархии.

9. Определяющим абсолютным безгранично идеализированным предметом идеологического мышления является бесконечная основа мира, мысль о существовании которой представляет собой первичную и главную логическую форму идеологического мышления.

10. Бесконечная основа мироздания мыслится идеологическим мышлением как основа реальности.

11. Все предметы рассматриваются идеологическим мышлением в качестве абсолютного следствия бесконечной основы мир как абсолютной причины. Бесконечная основа мира является верхней ступенькой абсолютной логической иерархии.

12. Использование идеологическим мышлением любого предмета необходимо предполагает конструирование его связи с мыслимой в качестве осуществимой бесконечной основой мира, в т. ч. в виде причинной детерминации его этой основой.

13. Идеологическое мышление необходимо мыслит бесконечную основу мира как полностью содержащую в себе возможность всех предметов реальности.

14. Идеологическое мышление обязательно содержит веру в осуществимость бесконечной основы мироздания и ее проявления в любых предметах реальности.

15. Мысленные предметы идеологического мышления не поддаются формально-логической классификации понятий на общие и единичные.

16. Поскольку исходной и главной логической формой идеологического мышления является мысль об осуществимости бесконечной основы мира, посредством которой всецело объясняются остальные мыслимые предметы, которые в силу такого объяснения неизбежно идеализируются, то предметы идеологического мышления не способны быть объектом мысли идеологического человека как субъекта осмысления мира, его познания и конструирования. Такой субъект не в состоянии отвлечься от рассмотрения себя в качестве проявления бесконечной основы мира, а значит, и от безграничной идеализации себя посредством данной основы. Из-за того, что невозможно отделение субъектом идеологического мышления себя от предмета мышления, идеологическое мышление не способно создавать объективное знание о мире.

Рациональное мышление противоположно идеологическому мышлению, идеализирующему мир. Рациональное мышление реалистично. Оно признает возможность осуществимости лишь всецело ограниченных (с количественными, качественными, причинными, сущностными и др. границами) предметов и опирается не на логику веры, а на логику доказательства, в конечном счете доказательства с помощью практики. Рациональное мышление присуще науке, инженерии, здравому смыслу и частично искусству.

Рациональное мышление, особенно наука и инженерия, способно создавать безгранично идеализированные предметы, но лишь как инструменты теоретического познания и объяснения мира, как познавательные и ценностные ориентиры, как логические формы теоретического познания и мышления, которые изначально мыслятся как вообще неосуществимые в реальности. Но рациональное мышление не способно создавать мысленные бесконечно идеализированные предметы (напр., бесконечные основы мироздания) ни как осуществимые, ни как неосуществимые, поскольку рациональное мышление не в состоянии придать бесконечному прямое содержание и в состоянии мыслить его лишь как формальное понятие, образованное с помощью формальной логики посредством мысленного лишения ограниченного предмета границ и потому не поддающееся соотнесению с реальностью..

Выделяю следующие черты рациональной логики.

1. Рациональное мышление признает осуществимыми только всецело ограниченные в пространстве, времени, количественно, качественно, структурно и др. предметы, хотя не все используемые им мысленные предметы оно рассматривает осуществимыми.

2. Рациональное мышление создает безгранично идеализированные предметы для эффективной реализации своих функций, но не рассматривает их осуществимыми.

3. Рациональное мышление идеализирует не предметы реального мира, а созданные им абстрактные предметы, которые не осуществимы как самостоятельные предметы отдельно от их носителей.

4. Рациональное мышления не способно мыслить признаваемый идеологическим мышлением осуществимым абсолютный предмет, который будто бы полностью обусловливает существование всех ограниченных предметов.

5. Рациональное мышление не способно мыслить признаваемую идеологическим мышлением существующей бесконечную. основу мироздания.

6. Рациональное мышление исходит из того, ни один ограниченный предмет не содержит в себе полную возможность и причину порождения другого ограниченного предмета.

7. Рациональное мышление рассматривает осуществимые мысленные предметы как сопоставимые в силу того, что оно считает их только ограниченными, а также потому, что оно не способно мыслить абсолютный предмет, который полностью обусловливал бы существование ограниченных предметов и полностью содержал бы в себе возможность существования ограниченных предметов.

8. Рациональное мышление видит между ограниченными предметами не абсолютное, а относительное различие.

9. Логика рационального мышления не обладает абсолютной иерархичностью, в ней ограниченные предметы рассматриваются как взаимообусловленные.

10. Рациональным мышлением ограниченные предметы определяются относительно друг друга и мыслятся существующими относительно друг друга.

11. Рациональное мышление рассматривает ограниченные предметы как сложные образования, состоящие из компонентов.

12. Рациональное мышление опирается на доказательства и не содержит веру в осуществимость ограниченных предметов, за исключением веры рациональной личности в свое существование. Оно содержит возможность хотя бы мысленного конструирования условий, при которых можно было бы подтвердить или опровергнуть с помощью практики осуществимость ограниченных предметов, даже если в реальности эти условия неосуществимы.

13. Рациональное мышление исходит их того, что ни один ограниченный предмет не имеет признаков, которые не могли бы быть сопоставленными с признаками других ограниченных предметов.

14. Рациональное мышление руководствуется тем, что ограниченный предмет не имеет признаков, которые были бы абсолютно противоположными и абсолютно тождественными признакам других ограниченных предметов.

15. Понятия ограниченных предметов рационального мышления, но не мысленные предметы, поддаются формально-логической классификации на общие и единичные.

16. Поскольку рациональное мышление определяет ограниченные предметы друг относительно друга, то субъект рационального мышления способен мысленно отграничивать себя от данных предметов и делать их объектом мыслительного процесса, а значит, способно давать объективное знание о предметах.

* * *
Идеологическая логика – это абсолютно иерархическая логика. Она основана на абсолютном предмете, категорически мыслимом ее обладателями существующим в реальности. Абсолютным предметом в идеологической логике является бесконечно идеализированный предмет в виде бесконечной основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.), категорически императивная мысль (идеологическая вера) о существовании которой в реальном мире представляет собой первичную и главную логическую форму идеологической мысли о предметах. Идеологическое мышление неизбежно мыслит этот абсолютный бесконечно идеализированный предмет не только как существующий в реальности, но как существующий сам по себе, безотносительно к какому-либо предмету. Однако с точки зрения рационального мышления он является только логическим абсолютным предметом, возможность существования аналога которого в реальном мире рациональное мышление не в состоянии мыслить, соответственно, оно не в состоянии о ней высказаться. Идеологическая логика выстраивает по отношению к абсолютному предмету остальные мыслимые ее обладателями осуществимыми предметы в отношение абсолютной причинной иерархии. Необходимым инструментом построения идеологической мысли является вера как абсолютная убежденность в осуществимости мыслимых безграничными предметов, вообще не поддающейся доказательству практически и логически. В основе идеологической логики лежит принцип абсолютности. Ее целесообразно назвать абсолютной логикой. Идеологическая логика – это нереалистичная безгранично идеализирующая мир логика, детерминирующая неадекватное отражение реальности.

Логика рационального мышления не обладает абсолютной иерархией мыслимых конечных предметов. В рациональной логике мыслятся осуществимыми только ограниченные конечные предметы, т. е. конечные предметы, имеющие границы (количественные, качественные, пространственные и др.), и они мыслятся способными находиться лишь в относительной иерархии (в аспектах протяженности, длительности существования, причинности, силы влияния и др.), а безгранично идеализированные конечные предметы не мыслятся осуществимыми. В рациональной логике ограниченные предметы мыслятся находящимися в отношениях ограниченной взаимообусловленности. Черты и существование каждого ограниченного предмета определяется рациональным мышлением относительно других ограниченных предметов и не мыслится безотносительное существование предметов. В рациональной логике используются намеренно созданные в качестве инструментов мышления, познания и конструирования безгранично идеализированные конечные предметы, которые изначально мыслятся неосуществимыми (точка, абсолютно черное тело, машина Тьюринга, полное социальное равенство и др.). В рациональной логике нет абсолютного бесконечно идеализированного предмета, присущего идеологическому мышлению и посредством идеологической веры категорически мыслимого им в виде бесконечной основы мироздания существующим, причем неизбежно мыслимого им существующим безотносительно к какому-либо предмету. В идеологической логике по отношению к такому абсолютному бесконечно идеализированному предмету конечные предметы категорически мыслятся как находящиеся в отношении абсолютной причинной иерархии, а этот абсолютный мысленный предмет необходимо присутствует в идеологической логике в качестве обязательной логической формы. В рациональной логике мыслимые осуществимыми предметы являются относительными. Основным инструментом построения рациональной мысли является доказательство, а решающее доказательство -- это практика, т. е. целенаправленная материальная деятельность людей.  В основе рациональной логики лежит принцип относительности. Ее целесообразно назвать относительной логикой. Рациональная логика -- это реалистичная логика.

Одни люди обладают рациональным мышлением, другие – идеологическим, третьи – одновременно рациональным и идеологическим мышлением. Люди от рождения расположены кто к рациональному, кто идеологическому мышлению, а кто к обладанию сразу обоими типами мышления. Людей с идеологическим мышлением немного, возможно, не больше 7-12%. Большинство людей обладают рациональным мышлением. Много людей обладают сознанием с наличием в разной пропорции одновременно обоих несовместимых типов мышления, противоборствующих и в то же время обладающих относительной автономией. Вряд ли возможно найти сознание, в котором было бы только идеологическое и только рациональное мышление, это скорее неосуществимые идеализации (идеализированные предметы), пригодные для их использования наукой. Как в сознании с сильно выраженным идеологическим мышлением, так и в сознании с сильно выраженным рациональным мышлением присутствуют подавленные и несистемные, обрывочные элементы противоположного типа мышления, не влияющие существенно на господствующий тип мышления. Но почти все люди не осознают ясно логику своего мышления, однако полагают, что их мышление в основном устроено как у всех людей. Мышление является идеальным, т. е. нематериальным и потому для личностей это один из самых трудных для осмысления предметов, поскольку для этого требуются развитое самосознание, специальные умственные инструменты и умения для его изучения, способность мышления умственно дистанцироваться от себя, как бы подыматься над собой, оставаясь при этом самим собой, и объективно смотреть на себя как бы со стороны, в том числе для того, чтобы фиксировать себя в качестве объекта познания.

Стихийное проявление идеологической логики наглядно видно в любых не имеющих теоретическую форму религиозных взглядах. Идеологическая логика на уровне специализированных имеющих теоретическую форму (с точки зрения критериев рационально-научного мышления) концепций четко реализована в философских онтологических учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Фихте, неотомизме, в диалектико-материалистической (марксистской) философии и наиболее последовательно и системно реализована в учении о саморазвитии абсолютной идеи Гегеля. Особенности идеологической и рациональной логик во многом отражены в осмыслениях проблемы особенностей рассудка и разума как общезначимых способностей мышления, которая присуща европейской философии еще начиная с Платона или Сократа. Логика, которую я называю идеологической, весьма отчетливо описана в логико-гносеологических концепциях Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, реалистов в средневековой схоластике, И. Канта, И. Фихте, неотомистской философии, философии Гегеля, специализированно изложившего основы фактически идеологической логики в качестве общезначимой логики разума. В логико-гносеологической концепции диалектико-материалистической философии применительно к обоснованию бесконечных материальных основ мира также содержится осмысление логики, которую я называю идеологической. Но в марксистской философии проявилась и логика, называемая мною рациональной.

Применение рациональной логики наглядно видно в научных исследованиях, в инженерных разработках. Теоретическое осмысление логики, которую я называю рациональной, осуществлено средневековым номинализмом, философами Ф. Беконом, Р. Декартом, Д. Юмом, И. Кантом, позитивизмом, отчасти диалектическим материализмом, позитивизмом. Однако все, кто затрагивал проблемы предметной (содержательной) логики, считают, что их концепции раскрывают суть общезначимой логики. Впервые разграничение идеологического и рационального мышления, идеологической и рациональной логики сделано в моих научных исследованиях.


26. 12. 2011


См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./

Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения