ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ЧЕРТЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИК

Перейти вниз

ЧЕРТЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИК Empty ЧЕРТЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИК

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 6:38 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ЧЕРТЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНЫХ ЛОГИК

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Мышление — это идеальный, т. е. нематериальный, функциональный орган человека, служащий для познания и конструирования человеком мира, себя и своих действий в мире, регулятором деятельности человека и обладающий приспособленным для выполнения данных функций устройством. Считаю правомерным выделение рационального и идеологического (внерационального, экстрарационального) мышления как специфических противоположных фундаментальных типов мышления, обладающих противоположными типами предметных (содержательных) логик. Эти типы мышления отличаются особенностями логического строя. Существует также смешанное противоречивое дуалистичное рационально-идеологическое мышление с компонентами рациональной предметной логики и идеологической предметной логики. Основу логического строя мышления составляет предметная (содержательная) логика, т. е. логика, регулирующая создание в мышлении мысленных предметов как идеальных образов, моделей и субститутов (заместителей, заменителей, представителей) мыслимых предметов и оперирование ими. Логика — это формы, правила, средства, структура, компоненты мышления. Идеологическое мышление и рациональное мышление при наличии у них общих черт существенно различаются особенностями их предметных логик. Идеологическая и рациональная предметные логики являются разновидностями предметной логики и имеют общие и специфические черты. На идеологической предметной логике основана идеология (религия, философия, теософия, идеологизированное искусство, первобытные мифы о мироздании), а на рациональной предметной логике основаны наука, инженерия, здравый смысл и неидеологизированное искусство. Выделение в мышлении рационального и идеологического типов мышления и описание их особенностей, в том числе особенностей рациональной и идеологической предметных логик, выявление принципа абсолютности в идеологической предметной логике и принципа относительности в рациональной предметной логике, субститутов в мышлении впервые осуществлено мною.

Познавая и конструируя себя и мир, человек мысленно создает в идеальном виде предметы, в той или иной мере подобные реальности, какой он ее видит, оперирует ими, как если бы это были предметы познаваемой и конструируемой реальности, имея при этом в виду, что предметы в мышлении — это не сама реальность, а идеальные модели реальных предметов, с помощью которых осуществляется их имитация. Так, когда мы читаем описание Земли, вращающейся вокруг Солнца, то мы думаем не о том, что образ Земли движется вокруг образа Солнца, а что реальная Земля реально движется вокруг реального Солнца. Устройство мышления и его работа основаны на мысленной (идеальной) имитации реальности. Оправданно сказать, что мысленные предметы не только отражают и конструируют реальность, но одновременно имитируют ее. Если же сознание человека начнет отождествлять реальные предметы и их имитацию мышлением, начнет их путать, то это будет свидетельством существенных сбоев в логике.

Главной особенностью идеологического мышления по сравнению с рациональным мышлением является то, что оно безгранично, в том числе бесконечно, идеализирует мир в положительном и отрицательном или в том и другом аспектах и изначально содержит веру в осуществимость созданных им мысленных безгранично идеализированных предметов. Безграничная идеализация предметов — это мышление их такими, как если бы в них без ограничений проявилась их сущность, что невозможно. Рациональное мышление признает мысленные конечные безгранично идеализированные им и идеологическим мышлением предметы как неосуществимые (напр., всецело совершенное общество), а мысленные бесконечно идеализированные идеологическим мышлением предметы (бесконечные бог, абсолютная идея Г. Гегеля, материя и др.) рациональное мышление не способно содержательно мыслить.

Выделяю следующие черты идеологической предметной логики:

1. Идеологическое мышление мыслит якобы существующим бесконечное.

2. Идеологическое мышление оперирует только безгранично, в том числе бесконечно, идеализированными предметами, а если оно использует неидеализированные предметы, то это является нарушением идеологической предметной логики. Но оно рассматривает безгранично идеализированные предметы не как идеализированные, а как абсолютно истинное отражение им реальности.

3. Идеологическое мышление в силу сущности своего устройства безгранично идеализирует любой мыслимый им предмет.

4. Понятие мысленного безгранично идеализированного предмета конечного (напр., абсолютно совершенная личность) и бесконечного (бесконечной основы мира и ее атрибутов) не является общим или всеобщим с точки зрения формальной логики, поскольку такой предмет не может быть получен путем обобщения, а может быть получен лишь с частичным использованием обобщения, но в основном путем мысленного отвлечения от условий, неизбежно ограничивающих проявление их сущности.

5. Конкретное идеологическое мышление (конкретный человек с идеологическим мышлением) категорически императивно мыслит осуществимыми безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные им предметы.

6. Любой мысленный конечный предмет, мыслимый идеологическим мышлением как детерминированный бесконечно идеализированным предметом, неизбежно приобретает безгранично идеализированные черты.

7. Идеологическое мышление либо не признает реальность в виде противоположной необходимости случайности, либо мыслит случайность в виде способа бытия необходимости, однако признание идеологическим мышлением случайности как реальности, противоположной необходимости, является нарушением идеологической предметной логики (напр., в философской концепции А. Шопенгауэра).

8. Идеологической предметной логикой абсолютная свобода воли мыслится как атрибут якобы существующего в виде бесконечной основы мира абсолютно независимого бесконечного творца (бесконечных бога, мировой воли, абсолютной идеи и др.).

9. Идеологическая предметная логика абсолютно иерархическая и в ней все предметные логические формы мышления находятся в отношении абсолютной логической иерархии относительно главной первичной предметной логической формы мышления в виде бесконечного абсолюта.

10. Определяющим абсолютным мысленным безгранично идеализированным предметом идеологического мышления является мысленный предмет в виде бесконечно идеализированной основы мира, в котором воплощается главная предметная логическая форма идеологического мышления в виде бесконечного абсолюта.

11. Все конечные предметы рассматриваются идеологическим мышлением как якобы следствия бесконечной основы мироздания мыслимой им в виде абсолютной первопричины. Мысленная бесконечно идеализированная основа мира является верхней ступенькой абсолютной иерархии мысленных безгранично идеализированных идеологическим мышлением предметов. На особенности этой иерархии влияют как особенности идеологических личностей, так и особенности идеологических взглядов.

12. Мышление идеологической предметной логикой любого конечного предмета необходимо предполагает конструирование его связи с мыслимой в качестве якобы существующей бесконечной основой мира, в том числе в виде якобы детерминации его этой основой.

13. Идеологическое мышление необходимо мыслит якобы существующую бесконечную основу мира как содержащую в себе возможность любых конечных предметов реальности.

14. Идеологическое мышление обязательно содержит обладающую категорической императивностью идеологическую веру в якобы существование бесконечной основы мироздания и ее проявление в конечных предметах реальности.

15. Понятия мысленных безгранично идеализированных предметов идеологического мышления не поддаются формально-логической классификации понятий на общие и единичные.

16. Поскольку главным абсолютным безгранично идеализированным предметом идеологического мышления является бесконечно идеализированная основа мироздания, признаваемая им будто бы объективно существующей, верой в якобы проявление которой оно объясняет мыслимые им конечные предметы как будто бы ее проявления, которые в силу такого объяснения неизбежно мысленно им идеализируются, то обладающая идеологическим мышлением личность не в состоянии рассматривать мыслимые ею предметы в качестве объекта осмысления, а себя рассматривать в качестве субъекта осмысления. Такая личность не в состоянии отвлечься от рассмотрения себя в качестве проявления бесконечной основы мира, а значит, и от безграничной идеализации себя посредством образа данной основы. Из-за того, что невозможно мысленное отделение идеологическим мышлением себя от предмета мышления, оно не способно создавать объективное знание о мире.

Рациональное мышление противоположно безгранично идеализирующему мир идеологическому мышлению. Идеологическое мышление нереалистичное, а рациональное мышление реалистичное. Оно признает существование лишь неидеализированных конечных предметов (с количественными, качественными, причинными и другими границами) и опирается не на идеологическую веру, а на доказательства в конечном счете с помощью практики. Рациональное мышление присуще науке, инженерии, здравому смыслу и частично искусству.

Рациональное мышление способно создавать мысленные безгранично идеализированные конечные предметы, осознавая, что они идеализированные и неосуществимые. Напр., наука создает безгранично идеализированные конечные предметы как инструменты теоретического познания и объяснения мира, как познавательные и ценностные ориентиры, как формы теоретического познания, которые изначально мыслятся им неосуществимыми. Но рациональное мышление не способно создавать мысленные бесконечно идеализированные предметы (напр., бесконечную основу мироздания), поскольку оно не способно содержательно мыслить понятие бесконечного предмета и в состоянии мыслить понятие бесконечного лишь как бессодержательную формально-логическую противоположность понятию конечного, не поддающуюся соотнесению с реальностью.

Выделяю следующие черты рациональной предметной логики:

1. Рациональное мышление признает возможность существования только конечных предметов, т. е. предметов, всецело ограниченных во времени, количественно, качественно, структурно и др.

2. Рациональное мышление создает всецело конечные безгранично идеализированные предметы для эффективной реализации своих функций, но не признает их осуществимыми.

3. Рациональное мышление конструирует безгранично идеализированные предметы посредством создания абстрактных предметов абстрагированием мысленно идеализируемых предметов от условий, препятствующих полному проявлению их сущности.

4. Рациональное мышления не способно содержательно мыслить идею идеологического мышления о якобы существовании бесконечного.

5. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить создаваемую идеологическим мышлением идею якобы существования бесконечной основы мироздания и ее будто бы проявления в конечных предметах.

6. Рациональное мышление исходит из того, что только конечные предметы являются причиной конечных предметов и что ни один конечный предмет не содержит в себе полную возможность и причину порождения другого конечного предмета.

7. Рациональное мышление рассматривает конечные предметы как сопоставимые в силу того, что оно считает их только конечными, а также потому, что оно не способно мыслить абсолютный конечный предмет, якобы полностью обусловливающий существование других конечных предметов и полностью содержащий в себе возможность существования других конечных предметов.

8. Рациональное мышление мыслит различие между конечными предметами не абсолютным, а относительным.

9. Предметная логика рационального мышления не обладает абсолютной иерархией, т. к. в ней нет абсолютной конечной предметной логической формы, в ней иерархия предметных логических форм относительная и потому конечные предметы рассматриваются ею как взаимообусловленные, хотя и обладающие относительным доминированием одних над другими.

10. Рациональным мышлением конечные предметы определяются относительно друг друга и мыслятся существующими относительно друг друга.

11. Рациональное мышление рассматривает конечные предметы как ограниченно сложные, состоящие из ограниченно сложных компонентов.

12. Рациональное мышление опирается на доказательства (в конечном счете практикой) и не содержит веру в осуществимость конкретных конечных предметов, но ему присуща не категорически императивная безусловная естественная уверенность в наличии объективной и субъективной реальности, в существовании только конечных предметов и в своем существовании.

13. Рациональное мышление исходит из того, что ни один материальный конечный предмет не имеет признаков, которые не могли бы быть сопоставимыми с признаками других материальных конечных предметов, а если конкретное рациональное мышление обладает способностью мыслить идеальное в виде психики человека, то оно исходит из того, что ни один идеальный конечный предмет не содержит признаков, которые не могли бы быть сопоставимыми с признаками других идеальных конечных предметов.

14. Рациональное мышление руководствуется тем, что конечный предмет не имеет признаков, которые были бы абсолютно противоположными и абсолютно тождественными признакам других конечных предметов.

15. Мышление осуществляется с помощью мысленных предметов. Понятия мысленных конечных предметов рационального мышления поддаются формально-логической классификации на общие и единичные, но мысленные конечные предметы не поддаются такой классификации.

16. Поскольку рациональное мышление мыслит конечные предметы относительно друг друга, то рациональная личность способна мысленно отграничивать себя от данных предметов и делать их объектом мыслительного процесса, а значит, способна получать объективное знание о предметах реальности.

* * *

Идеологическая предметная логика — это абсолютно иерархическая логика. Она основана на предметной логической форме в виде бесконечного абсолюта, посредством которого категорически императивно с участием идеологической веры мыслится якобы существующий абсолютный бесконечный предмет. Абсолютный бесконечный предмет идеологическое мышление мыслит в виде бесконечной основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.), категорически императивная идеологическая вера в будто бы существование которой определяет идеологические мысли о конечных предметах. Идеологическое мышление неизбежно мыслит основу мира не только якобы бесконечной, но и как независимую от конечных предметов и как их первопричину. Идеологическая предметная логика ставит по отношению к мысленному абсолютному бесконечно идеализированному предмету другие мыслимые ею осуществимыми бесконечно идеализированные предметы и конечные безгранично идеализированные предметы в отношение абсолютной причинной иерархии. Необходимым инструментом построения идеологической мысли является вера как категорически императивная абсолютная убежденность в осуществимости мысленных безгранично идеализированных предметов. В основе идеологической предметной логики лежит принцип абсолютности. Ее целесообразно назвать абсолютной предметной логикой. Идеологическая предметная логика — это нереалистичная безгранично идеализирующая мир логика, обусловливающая неадекватное отражение реальности.

Проявление идеологической предметной логики на нетеоретическом уровне наглядно видно во многих религиозных взглядах. Идеологическая предметная логика на уровне имеющих теоретикоподобную форму концепций последовательно реализована в философских учениях Платона, Фомы Аквинского, Гегеля, неотомизма. Наиболее системно и в наиболее развитом виде идеологическая предметная логика реализована в учении о саморазвитии абсолютной идеи Г. Гегеля. Частично идеологическая логика реализовалась в работах философов с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением — Аристотеля, Р. Декарта, И. Канта, Ф. Энгельса. Однако до сих пор не признано существование идеологического мышления, а признано существование только рационального мышления, но с низшим и высшим уровнями, а идеологическое мышление реализуется идеологическими личностями неосознанно. Особенности идеологического мышления неосознанно частично отражены в описании особенностей разума, рассматриваемого как высший уровень рационального мышления.

Предметная логика рационального мышления не обладает абсолютной иерархией мысленных конечных предметов. Рациональной предметной логикой мыслятся осуществимыми только конечные предметы, т. е. предметы, имеющие границы (количественные, качественные и др.), и они мыслятся способными находиться лишь в относительной иерархии, однако безгранично идеализированные конечные предметы мыслятся неосуществимыми. Рациональной предметной логикой конечные предметы мыслятся находящимися в отношениях конечной взаимообусловленности. Черты и существование каждого конечного предмета мыслятся рациональным мышлением относительно других конечных предметов и не мыслится безотносительное существование конечных предметов. Рациональной предметной логикой используются намеренно созданные в качестве инструментов мышления, познания и конструирования безгранично идеализированные конечные предметы, которые мыслятся неосуществимыми (точка, абсолютно черное тело, машина Тьюринга, полное социальное равенство и др.). В рациональной предметной логике нет абсолютного бесконечно идеализированного предмета, присущего идеологическому мышлению. В ней мыслимые осуществимыми конечные предметы мыслятся относительными. Основным инструментом построения рациональной мысли является доказательство, содержащее возможность сомнения, а решающим доказательством — практика, т. е. целенаправленная материальная деятельность людей. В основе рациональной логики лежит принцип относительности. Ее целесообразно назвать относительной предметной логикой. Рациональная предметная логика — это реалистичная логика.

Одни люди обладают рациональным мышлением, другие — идеологическим, третьи — смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Люди врожденно расположены кто к рациональному, кто к идеологическому мышлению, а кто к противоречивому дуалистичному рационально-идеологическому мышлению. Людей с монистичным идеологическим мышлением ок. 7–12%. Много людей обладают рациональным мышлением. Много людей обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Однако вряд ли возможно найти сознание, в котором было бы полностью идеологическое и полностью рациональное мышление, созданные мною их образы — это научные неосуществимые безгранично идеализированные предметы, нужные для научного исследования мышления, имеющие прообразы в реальности. Предполагаю, что и в сознании с очень сильно выраженным идеологическим мышлением, и в сознании с очень сильно выраженным рациональным мышлением присутствуют подавленные и несистемные, обрывочные элементы противоположного типа мышления, не влияющие существенно на устойчивый господствующий тип мышления. Но почти все люди не осознают четко предметную логику своего мышления, однако полагают, что их мышление в основном устроено как у всех людей. Поскольку мышление является идеальным, т. е. нематериальным, и самым сложным предметом известного человечеству мироздания, то оно самый трудный для познания предмет; для его эффективного познания требуются рациональная личность с врожденно обусловленной способностью отчетливо видеть, что большая редкость, или хотя бы частично видеть, что встречается чаще, идеальное в форме психики, в том числе мышления, обладающая развитым самосознанием, специальными умственными инструментами и умениями для его изучения, способностью мышления умственно дистанцироваться от себя, как бы подыматься над собой, оставаясь при этом самим собой, и объективно смотреть на себя как бы со стороны, в том числе для того, чтобы фиксировать себя в качестве объекта познания.

2011

26. 12. 2011

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления  // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ http://demiurgos.sosbb.ru./

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения