ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Сообщение автор Admin в Вс Фев 01, 2015 7:15 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма.

Мировоззрение – это образ фундаментальных, существенных черт мироздания. Мыслящий .человек не может обойтись без мировоззрения. Если он не будет обладать научным мировоззрением, то будет обладать ненаучным мировоззрением, в т. ч. нереалистичным идеологическим мировоззрением, препятствующим полноценному общественному прогрессу, в то числе развитию и применению науки. Обладание ненаучным мировоззрением противопоказано не только ученым. Так, опасно вручать ядерную кнопку политику, обладающему религиозным мировоззрением, поскольку религия является разновидностью идеологии, а опирающиеся на идеологическую веру идеологические идеи, в том числе религиозные обладают категорически императивной силой для их адептов. Всем ученым по профессиональным причинам противопоказано обладание ненаучным мировоззрением.

Любой ученый в процессе своей деятельности сталкивается с попытками идеологий в их различных формах – религиозной, философской, теософской, художественной, нерелигиозно-мифологической, обыденной повлиять со своих позиций и в своих интересах на науку и ученых. Научное мировоззрение способно помочь ученым противостоять воздействию ненаучных мировоззрений, в том числе идеологических на науку и ученых.

Наука, инженерия, здравый смысл основаны на рациональном мышлении, а идеология основана на идеологическом мышлении. Рациональное мышление признает возможность существования только конечных предметов. Оно создает в науке научные безгранично идеализированные конечные предметы (абсолютно черное тело, идеальный газ, полное социальное равенство и др.), но признает их неосуществимыми и использует их в интересах мышления и  познания. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею существования бесконечности (напр., бесконечной основы мира, бесконечных пространства, времени и др.). В отношении содержания идеи существования бесконечности оно в состоянии только молчать. Рациональное мышление мыслит бесконечность лишь как формально-логическую противоположность понятию конечного и логической форме конечного. Рациональное мышление опирается на доказательства, в конечном счете с помощью практики. Идеи рационального мышления не имеют для признающих их истинными рациональных личностей силу категорического повеления (императива). Императивностью обладают рациональные методологические и проективные (проекты) идеи, но эта императивность носит рекомендательный характер и ее суть состоит в следующем: если вы хотите достичь успеха, то вам целесообразно действовать сообразно этим идеям. Рациональное мышление реалистичное. Наука и инженерия – это самые развитые проявления рационального мышления (см. Георгий Антонюк. ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru).

Идеология (философия, религия, нерелигиозно-мифологический взгляд на мироздание, теософия) основаны на идеологическом мышлении. В фундаменте любой идеологии лежит основанная на идеологической вере как абсолютной убежденности идея о якобы существовании бесконечной основы мира и о ее будто проявлении в конечных предметах реальности. Идеология признает осуществимыми как безгранично идеализированные конечные предметы (напр., абсолютно совершенное общество), так и бесконечно идеализированные предметы (напр., бесконечная основа мира), а бесконечная идеализация является разновидностью безграничной идеализации. Идеи идеологии носят для их приверженцев категорически императивный характер, т. е. они повелевают адепту конкретной идеологии видеть мир, относиться к нему и действовать в нем сообразно своей идеологии, в абсолютную истинность которой он верит. Идеология признается истинной посредством идеологической веры. Идеологическое мышление нереалистичное. Философия – это самое развитое проявление идеологического мышления (см. Георгий Антонюк. ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru).

Без науки в наше время невозможно успешно обеспечивать жизнеспособность наций и человечества, однако на развитие и применение науки негативно воздействуют многие факторы, в том числе осуществляется огромное преднамеренное негативное давление на нее с целью размывания различными средствами присущих науке принципов, методов и критериев объективного научного познания и получения объективных научных знаний. Даная специфика науки объективно формировалась в течение многих веков.

1. Это давление на науку и ученых невежд, дилетантов, вообще некомпетентных в области науки людей, притязающих на создание научных знаний и на оценку ими с точки зрения истинности достижений науки и ученых.

2. Это давление на науку и ученых шарлатанов, часто невежественных, выдающих себя за знатоков, но нередко обладающих профессиональными знаниями в определенных областях науки, намеренно создающих ненаучные идеи или деформирующих научные идеи, выдавая их за научные.

3. Это давление на науку и ученых философов, претендующих на методологическое, гносеологическое и мировоззренческое руководство наукой.

4. Это давление на науку и ученых религии. Оно весьма воинствующее, агрессивное.

Не только два последних вида негативного воздействия на науку являются мировоззренческими, но и два первых вида негативного воздействия на науку косвенно носят мировоззренческий характер. Требуется целенаправленное мировоззренческое просвещение ученых: систематическая разработка и развитие научного мировоззрения, широкое освещение и обсуждение проблем мировоззрения, а также распространение среди них научного мировоззрения. В сфере науки мировоззренческие проблемы целенаправленно рассматриваются в основном в таких прямо связанных с мировоззрением научных областях, как научное исследование философий, религиоведение, общетеоретическая социология, эволюционная биология, эволюционные теории в других науках, построение научной картины мира в ее разнообразных разновидностях (общенаучная картина мира, естественнонаучная картина мира, социальная картина мира, физическая, химическая и др. специальные научные картины мира). Философское мировоззрение, ориентированное на поддержку науки и даже претендующее на то, чтобы быть научным, напр., диалектико-материалистическая философия, не является научным, поскольку любая философия опирается на идею о якобы существовании бесконечной основы мира и ее будто бы проявлении в конечных предметах, а рациональное мышление, на котором основана наука, не способно содержательно мыслить идею бесконечного. Сколько философий, столько и философских мировоззрений, каждое их которых претендует на безусловную истину. Научное мировоззрение – это целостный научный взгляд на существенные стороны реальности, охватывающие природу, общество, сознание и познание.

Пока не определены основные компоненты содержания научного мировоззрения. Развитие науки непрерывно расширяет научные знания о существенных чертах мироздания. Однако научное мировоззрение не оформлено в стройную теоретическую систему. Научные картины мира дают знание о мироздании на основе полученных наукой знаний, причем в ее взглядах на мир в каждый момент времени присутствуют гипотетические и ошибочные идеи, часть которых попадает в научные картины мира, которые в связи с этим частично различаются. Научные картины мира дают такое знание, которое в каждый момент времени получено наукой. Однако оформление научного мировоззрения в относительно завершенную систему невозможно без выработки научной идеи основы мира. Но научные картины мира не содержат и не в состоянии содержать знание об основе мира как своеобразном завершенном целом, поскольку достичь с помощью науки знания о мире как некоторой завершенности невозможно. Именно представление о мире как о некоем как бы завершенном целом является основой как научного, так и ненаучного мировоззрения, Философское, религиозное, теософское, нерелигиозно-мифологическое мировоззрения содержат такую идею. В них основа мира предстает бесконечной. Поскольку наука не способна мыслить содержательно бесконечность в силу того, что она основана на рациональном мышлении, не способном содержательно мыслить идею бесконечности, то она ничего не в состоянии сказать относительно содержания идеи бесконечности мира, в отношении данной идеи она в состоянии только молчать.

Однако рациональное мышление, в том числе научное мышление не в состоянии даже утверждать, что мир конечный, поскольку предметная рациональная логика мышления, признающая осуществимыми только конечные предметы, обусловливает не останавливаться в поиске мышлением пределов мира конечных предметов, при этом не мысля бесконечность. Однако рациональное мышление не в состоянии мыслить конечное бытие как завершенность, поскольку конечные предметы мыслятся только относительно друг друга и потому для мышления одного якобы «завершенного» конечного бытия  необходимо мыслить другое якобы «завершенное» конечное бытие и так непрерывно, пока мыслит мышление, которое как субъект создания мысли конечное у каждого человека.

Наука в состоянии дать знание только о части бытия, но она не в состоянии распространить даже в виде гипотезы это знание на «все» бытие. Потому наука, поскольку она опирается на доказательства в конечном счете посредством практики, не способна высказаться о том, является ли бытие конечным, а значит, не в состоянии высказаться об основе бытия. Она не в состоянии даже высказать научную гипотезу о ней, поскольку для ее выдвижения невозможны научные факты и какое-то предположение о ней невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, а значит, такое предположение не соответствует критерию научной гипотезы. Если наука не в состоянии содержательно высказаться об основе бытия, то она не в состоянии высказаться о ее сущности, в том числе о ее «субстрате» (материальный, идеальный или тот и другой).

Рациональное мышление и основанная на нем наука в состоянии понимать основу бытия как неопределенную, но лишь по отношению к конечности, а по отношению к бесконечности они не в состоянии рассматривать основу бытия, поскольку не способны содержательно мыслить бесконечность. Поскольку наука в каждый конкретный момент времени способна дать знание лишь об определенном конечном бытии, являющемся частью бытия, то содержание идеи полной когнитивной неопределенности основы бытия невозможно подтвердить данными науки и эта идея является априорной, неизбежно рождаемой в рациональном мышлении его предметной рациональной логикой. В необходимом существовании в рациональном мышлении, в том числе в научном мышлении и в основанной на рациональном мышлении науке проявляется закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления (см. Георгий Антонюк. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // demiurgos.sosbb.ru и др.).

Идея абсолютной когнитивной неопределенности основы бытия – это логическая форма рационального мышления, которую наука не в состоянии оценить как отражение объективной реальности, но которая не противоречит научному познанию мира и способствует ему. Применение данной логической формы в функции идеи о реальности делает эту логическую форму такой априорной идеей о реальности, которую наука не в состоянии ни подтвердить, ни опровергнуть. Данная идея науки об основе мира как неопределенности является фундаментом научного мировоззрения, однако содержание этой идеи наука не в состоянии обосновать в силу невозможности соотнести ее с реальностью и в силу неопределенности мысли об основе мироздания. Эта логическая форма, будучи использованной в качестве заместителя в мышлении реальности (субститута, эйдоса) реальности, является неопределенно безгранично идеализированным логическим предметом.

Хотя наличие идеи абсолютной когнитивной неопределенности основы бытия противоречит сущности науки, однако наличие в научном мировоззрении идеи полной когнитивной неопределенности основы бытия не только не мешает развитию науки, но даже способствует ему, поскольку не задает для науки идеи существенных черт бытия и оставляет науке возможность самой доказывать с помощью практики особенности реальности, в противоположность философской, религиозной и иных идеологиям, задающим науке конкретные представления об основе бытия как якобы бесконечном бытии с определенным субстратом (материальным или идеальным, или с тем и другим). Рациональное мышление, в том числе научное мышление тяготит идея абсолютной когнитивной неопределенности основы бытия, однако ученых с оптимистичным рациональным мышлением она способна побуждать к как можно большему познанию мира, сохраняя при этом сознание невозможности преодоления неопределенности в познании мира. Дуалистичное рационально-идеологическое мышление тоже тяготит идея полной когнитивной неопределенности основы бытия, но идеологическая часть этого мышления преодолевает данную полную когнитивную неопределенность рациональной части мышления с помощью идеи якобы существования бесконечной основы реальности, будто бы проявляющейся в конечных предметах.

Естественно, что рациональное мировоззрение исключает любые рассуждения о содержании идеи бесконечной основы бытия (мироздания), будь то бог, материя, абсолютная идея или что-то иное. В научное мировоззрение входит не только понимание основы бытия, но и все черты последовательного рационального подхода к пониманию реальности, в том числе особенности логики рационального мышления и его проявления в науке и в ненаучных взглядах на мир, особенности идеологического мышления и критика идеологий, методы рационального подхода, в том числе безграничной идеализации, построения абстрактных предметов. В научное мировоззрение входят также и полученные научные знания о реальности в виде общенаучной картины мира. Научное мировоззрение, в отличие от идеологического мировоззрения, является не ценностным взглядом на мир, а объективным и потому деперсонифицированным. Созданная мною концепция чистого (пурического) рационализма, по моему мнению, наиболее последовательно описывает особенности рационального подхода к осмыслению реальности (см. Георгий Антонюк. ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru).

Ввиду отсутствия четкого понимания особенности научного мировоззрения по отношению к науке и к идеологическим мировоззрениям у многих ученых научное мировоззрение формируется стихийно, без четких критериев, надежной теории, бессистемно и не носит целостного характера. Но стихийно-научное мировоззрение недостаточно эффективно для методологического руководства в научном познании и для противодействия ненаучным мировоззрениям. Отказ от целенаправленного создания и непрерывного развития научного мировоззрения, а также неиспользование в науке целенаправленного научного мировоззренческого просвещения открывает дорогу для проникновения в науку ненаучных мировоззрений, мешающих развитию науки. Только научное мировоззрение последовательно способствует развитию науки и научного познания. Однако распространение научного мировоззрения в сфере науки и во всем обществе не должно ущемлять права человека и потому должно быть не предписательным, а рекомендательным типа «если вы хотите иметь научное мировоззрение, то вам целесообразно руководствоваться такими-то идеями».

Одним из наиболее опасных ненаучных мировоззрений для науки сегодня является религиозное мировоззрение в силу многочисленности приверженцев религии. Наука и религия идейно вообще несовместимы. Наука рациональна. Она признает возможность осуществимости лишь всецело ограниченных предметов и потому объясняет реальность ограниченными причинами, опираясь на практические доказательства. Религия внерациональная. Она исходит из практически недоказуемой веры в существование бесконечной целевой первопричины мироздания (бога и др.), якобы порождающей мир конечных предметов. Наука в силу своей природы не в состоянии что-либо содержательно сказать об истинности или ложности религиозной идеи существования безграничной целевой первопричины мира, поскольку рациональное мышление, на котором основана наука, не в состоянии содержательно мыслить идею бесконечности. Потому конструктивный диалог науки с религией объективно невозможен, даже если их носители страстно его пожелают. А значит, науке и ученым не только бесполезно, но и вредно пытаться идти на идейный диалог с религией и с искренними верующими, поскольку такой попыткой наука и ученые вопреки рационально-научному взгляду на мир косвенно частично признают якобы возможность познавательной ценности религиозных идей, которой в действительности нет и быть не может. Ведь любое религиозное объяснение причин конечных предметов обязательно содержит ссылку на якобы реальную бесконечную целевую причину бытия.

Диалог науки и ученых оправдан лишь с людьми с полностью рациональным сознанием, которые ошибочно полагают, будто обладают или способны обладать религиозной верой, с целью помощи им в избавлении от этого заблуждения и в осознанном переходе их на рационально-научную позицию, а также с людьми с дуалистичным рационально-идеологическим мышление с целью помощи им в ослаблении влияния присущего им идеологического мышления на присущее им рациональное мышление. А служители разных конфессий, признающих ценность науки, хотят признания наукой и учеными религии и ее служителей источником истины, причем более высокой, чем научная истина, поскольку они будто бы дают знание о бесконечной целевой первопричине (боге и др.) и о якобы ее проявлении в конечных предметах и их  причинах, а наука, согласно им, дает знание лишь о якобы производных от бесконечной первопричины вторичных, конечных  предметах и их конечных причинах. Если наука и ученые соглашаются с правильностью такого отношения религии к науке, то наука и ученые фактически соглашаютсяся на методологическое и нравственное руководство ими религией и священнослужителями.

Религия частично произрастает на безграничной идеализации ею объективной целесообразности, присущей саморегулируемым системам в живой природе, в человеческом сообществе. Религия основана на вере в существование объективной бесконечной целевой причины, якобы детерминирующей бытие человечества и конкретных людей. Эффективное противодействие науки и ученых религиозным взглядам предполагает не только научную критику религии, но и разработку концепций, дающих объективное рационально-научное знание о реальности.

1. 02. 2015.

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Kasparov.ru, 3. 01. 2008, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008, Kasparov.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера // demiurgos.sosbb.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки // demiurgos.sosbb.ru, 19. 01. 2015.


Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

Адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://kasparov.ru и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 237
Дата регистрации : 2013-03-12

Посмотреть профиль http://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения