ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ   Empty ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Сообщение автор Admin Вс Фев 01, 2015 7:15 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Мировоззрение — это образ фундаментальных, существенных черт познанной части мироздания. Реалистично мыслящий человек не может обойтись без научного мировоззрения, выполняющего не только гносеологическую, но и методологическую функцию в познании и объяснении реальности. Если он не будет обладать научным мировоззрением, то будет обладать ненаучным мировоззрением, в том числе нереалистичным идеологическим мировоззрением, препятствующим полноценному общественному прогрессу, включая развитие и применение науки. Обладание ненаучным мировоззрением противопоказано не только ученым. Так, опасно вручать ядерную кнопку политику, обладающему религиозным мировоззрением, поскольку религия является разновидностью идеологии, а основанные на идеологической вере идеологические идеи, в том числе религиозные, обладают категорически императивной силой для их адептов. Всем ученым по профессиональным причинам противопоказано обладание ненаучным мировоззрением.

Любой ученый в процессе своей деятельности сталкивается с попытками идеологий в их различных формах — религиозной, философской, теософской и др. — повлиять со своих позиций и в своих интересах на науку и ученых. Научное мировоззрение способно помочь ученым противостоять воздействию ненаучных мировоззрений, в том числе идеологических, на науку и ученых.

Наука, инженерия, здравый смысл, частично искусство основаны на рациональном мышлении, а идеология основана на идеологическом мышлении. Рациональное мышление признает возможность существования только конечных неидеализированных предметов. Оно создает в науке научные безгранично идеализированные конечные предметы (абсолютно черное тело, идеальный газ, полное социальное равенство и др.), но признает их неосуществимыми и использует их в интересах мышления и познания. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею существования бесконечного (напр., идею бесконечной основы мира в виде бога, материи и др., идеи бесконечных пространства, времени и др.). В отношении содержания идеи существования бесконечного оно в состоянии только молчать. Рациональное мышление мыслит понятие бесконечного лишь как формально-логическую противоположность рациональному понятию конечного безотносительно к оценке его с точки зрения отражения реальности. Рациональное мышление опирается на доказательства в конечном счете с помощью конечной практики. Идеи рационального мышления не имеют для признающих их истинными рациональных личностей силу категорического повеления (императива). Императивностью обладают рациональные методологические и проективные (проекты) идеи, но эта императивность носит рекомендательный характер и ее суть состоит в следующем: если вы хотите достичь успеха, то вам целесообразно действовать сообразно этим идеям. Рациональное мышление реалистичное. Наука и инженерия — это самые развитые проявления рационального мышления.

Идеология (философия, религия, нерелигиозно-мифологический взгляд на мироздание, теософия) основана на идеологическом мышлении, которое создает идеи безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметов, причем оно и создаваемая им идеология не считают, что оперируют идеями безгранично идеализированных предметов, а категорически императивно считают, что их идеи будто бы являются адекватным отражением мира. В основе любой идеологии лежит основанная на категорически императивной идеологической вере как абсолютной убежденности идея о якобы существовании бесконечной основы мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности. Идеологическое мышление и идеология признают осуществимыми как безгранично идеализированные конечные предметы (напр., абсолютно совершенное общество), так и бесконечно идеализированные предметы (напр., бесконечные бог, материя), а бесконечная идеализация является разновидностью безграничной идеализации. Идеи идеологии носят для их приверженцев категорически императивный характер, т. е. они повелевают адепту конкретной идеологии видеть мир, относиться к нему и действовать в нем сообразно своей идеологии, в абсолютную истинность которой он верит. Идеология признается ее приверженцами абсолютно истинной посредством идеологической веры. Идеологическое мышление нереалистичное. Философия — это самое развитое проявление идеологического мышления.

Без науки в наше время невозможно успешно обеспечивать жизнеспособность наций и человечества, однако на развитие и применение науки негативно воздействуют многие факторы, в том числе осуществляется огромное преднамеренное негативное давление на нее с целью размывания различными средствами присущих науке принципов, методов и критериев объективного научного познания и получения объективных научных знаний. Данная специфика науки объективно формировалась в течение многих веков.

1. Это давление на науку и ученых невежд, дилетантов, вообще некомпетентных в области науки людей, притязающих на создание научных знаний и на оценку ими с точки зрения истинности достижений науки и ученых.

2. Это давление на науку и ученых шарлатанов, часто невежественных, выдающих себя за знатоков, но нередко обладающих профессиональными знаниями в определенных областях науки, намеренно создающих ненаучные идеи или деформирующих научные идеи, выдавая их за научные.

3. Это давление на науку и ученых философов, претендующих на методологическое, гносеологическое и мировоззренческое руководство наукой.

4. Это давление на науку и ученых религии. Оно весьма воинствующее, агрессивное.

Не только два последних вида негативного воздействия на науку являются мировоззренческими, но и два первых вида негативного воздействия на науку косвенно носят мировоззренческий характер. Требуется целенаправленное мировоззренческое просвещение ученых: систематическая разработка и развитие научного мировоззрения, широкое освещение и обсуждение проблем мировоззрения, а также распространение среди них научного мировоззрения. В сфере науки мировоззренческие проблемы целенаправленно рассматриваются в основном в таких прямо связанных с мировоззрением научных областях, как научное исследование философий, религиоведение, общетеоретическая социология, эволюционная биология, эволюционные теории в других науках, построение научной картины мира в ее разнообразных разновидностях (общенаучная картина мира, естественнонаучная картина мира, социальная картина мира, физическая, химическая и другие специальные научные картины мира). Философское мировоззрение, ориентированное на поддержку науки и даже претендующее на то, чтобы быть научным, напр., диалектико-материалистическая философия, не является научным, поскольку любая философия опирается на идею о якобы существовании бесконечной основы мира и ее будто бы проявлении в конечных предметах, а рациональное мышление, на котором основана наука, не способно содержательно мыслить идею бесконечного. Сколько философий, столько и философских мировоззрений, каждое из которых претендует на безусловную истину. Научное мировоззрение — это целостный научный взгляд на существенные стороны реальности, охватывающие природу, общество, сознание и познание.

Не определены основные компоненты содержания научного мировоззрения. Развитие науки непрерывно расширяет научные знания о существенных чертах мироздания. Однако научное мировоззрение не оформлено в стройную теоретическую систему. Научные картины мира дают знание о мироздании на основе полученных наукой знаний, причем в ее взглядах на мир в каждый момент времени присутствуют гипотетические и ошибочные идеи, часть которых попадает в научные картины мира, которые в связи с этим частично различаются. Научные картины мира дают такое знание, которое в каждый момент времени получено наукой. Однако оформление научного мировоззрения в относительно целостную систему невозможно без выработки научной идеи основы мира. Но научные картины мира не содержат и не в состоянии содержать даже относительно завершенное знание об основе мира, поскольку получить с помощью науки относительно завершенное знание об основе мира невозможно. Философские, религиозные и другие идеологические мировоззрения содержат идею об основе мира, которая в них изображена якобы бесконечной, и способны иметь даже полностью завершенный вид. Поскольку рациональное мышление, на котором основана наука, не способно содержательно мыслить идею бесконечности, то наука не в состоянии что-либо сказать относительно содержания создаваемых идеологическим мышлением мировоззренческих идей о будто бы существующей бесконечной основе мира и о ее якобы проявлении в конечных предметах реальности.

Однако рациональное мышление, в том числе научное мышление, не в состоянии мыслить мир определенно конечным, поскольку предметная рациональная логика, признающая осуществимыми только конечные предметы, обусловливает не останавливаться в поиске мышлением пределов мира конечных предметов, при этом не мысля бесконечность. Но рациональное мышление не в состоянии мыслить конечное бытие как завершенность, поскольку конечные предметы мыслятся только относительно друг друга, и потому для мышления одного якобы «завершенного» конечного бытия необходимо мыслить другое якобы «завершенное» конечное бытие и так непрерывно, пока мыслит мышление, которое конечное у каждого человека.

Наука в состоянии дать знание только о части бытия, но она не в состоянии распространить это знание даже в виде гипотезы на «все» бытие. Потому наука, поскольку она опирается на доказательства в конечном счете посредством конечной практики, не в состоянии определенно высказаться об основе бытия. Она не в состоянии даже высказать научную гипотезу о ней, поскольку невозможны научные факты, чтобы ее выдвинуть, и какое-то предположение о ней невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, а значит, такое предположение не будет соответствовать критерию научной гипотезы. Если наука не в состоянии содержательно высказаться об основе бытия, то она не в состоянии высказаться о ее сущности.

Рациональное мышление в состоянии мыслить основу бытия как для него неопределенно конечную, т. е. лишь по отношению к конечному, а по отношению к бесконечному оно не в состоянии рассматривать основу бытия, т. к. не способно содержательно мыслить бесконечность. Поскольку наука в каждый конкретный момент времени способна дать знание лишь об определенном конечном бытии, являющемся частью бытия, то содержание идеи основы бытия как неопределенно конечной для рационального мышления и науки невозможно подтвердить данными науки и эта идея является априорной, неизбежно рождаемой в рациональном мышлении его предметной рациональной логикой. В этом проявляется закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления.

Идея абсолютной когнитивной (познавательной) неопределенности для рационального мышления и науки сущности конкретной основы бытия не мешает научному познанию мира. Хотя наличие идеи абсолютной когнитивной неопределенности конкретной основы бытия противоречит сущности научного познания, ориентированного на получение объективного знания, однако наличие в научном мировоззрении идеи когнитивной неопределенности основы бытия даже способствует научному познанию, поскольку не задает для науки якобы полностью истинные образы существенных черт бытия и оставляет ей возможность непрерывно выявлять и доказывать с помощью практики особенности реальности, сохраняя при этом сознание невозможности преодоления неопределенности в познании мира.

Естественно, что рациональное мировоззрение исключает любые рассуждения о содержании идеи бесконечной основы бытия (мироздания), будь то бог, материя, абсолютная идея или что-то иное. В научное мировоззрение входит не только знание существенных черт познанной части реальности, возможностей познания реальности, но и знание особенностей рационального подхода к познанию реальности, в том числе особенностей предметной логики рационального мышления, особенностей идеологического мышления и идеологии, методы рационального подхода, в том числе безграничной идеализации, построения абстрактных предметов. Научное мировоззрение, в отличие от идеологического мировоззрения, является не ценностным взглядом на мир, а объективным и потому деперсонифицированным.

Ввиду отсутствия четкого понимания особенности научного мировоззрения по отношению к идеологическому мировоззрению у многих ученых научное мировоззрение формируется стихийно, без четких критериев, надежной теории и не имеет целостного характера. Но стихийно-научное мировоззрение недостаточно эффективное для методологического руководства в научном познании и для противодействия ненаучным мировоззрениям. Отказ от целенаправленного создания и непрерывного развития научного мировоззрения, а также неиспользование в науке целенаправленного научного мировоззренческого просвещения открывает дорогу для проникновения в науку ненаучных мировоззрений, мешающих развитию науки. Только научное мировоззрение последовательно способствует развитию науки и научного познания. Однако распространение научного мировоззрения в сфере науки и во всем обществе не должно ущемлять права человека и потому должно быть не предписательным, а рекомендательным типа «если вы хотите иметь научное мировоззрение, то вам целесообразно руководствоваться такими-то идеями».

Одним из наиболее опасных ненаучных мировоззрений для науки сегодня является религиозное мировоззрение в силу многочисленности приверженцев религии. Наука и религия идейно несовместимые. Наука рациональная. Она признает возможность осуществимости лишь конечных предметов и потому объясняет реальность лишь конечными причинами, опираясь на конечные практические доказательства. Религия внерациональная. Она исходит из идеологической веры в якобы существование бесконечной разумной целевой причины мира (бога и др.), будто бы порождающей мир конечных предметов. Наука в силу своей рациональной природы не в состоянии что-либо содержательно сказать об истинности или ложности религиозной идеи о якобы существовании бесконечной разумной целевой причины мира. Потому конструктивный диалог науки с религией объективно невозможен, даже если их представители страстно его пожелают. Науке и ученым не только бесполезно, но и вредно пытаться идти на идейный диалог с религией и с искренними верующими, поскольку такой попыткой наука и ученые вопреки рационально-научному взгляду на мир косвенно как бы признают якобы возможность познавательной ценности религиозных идей, которой в действительности нет и быть не может. Ведь любое религиозное объяснение причин конечных предметов обязательно содержит ссылку на якобы реальную бесконечную разумную целевую причину бытия.

Диалог науки и ученых оправдан лишь с людьми с полностью рациональным сознанием, которые ошибочно полагают, будто обладают или способны обладать религиозной верой, с целью помощи им в избавлении от этого заблуждения и в осознанном переходе их на рационально-научную позицию, а также с людьми с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением с целью помощи им в ослаблении влияния присущего им идеологического мышления на присущее им рациональное мышление. А служители разных религий, признающие относительную с их позиции ценность науки, хотят признания наукой и учеными религии и ее служителей первым источником истины, якобы более высокой, чем научная истина, поскольку они будто бы дают знание о бесконечной разумной целевой причине (боге и др.) и о якобы ее проявлении в конечных предметах и конечных причинах, а наука, согласно им, дает знание лишь о будто бы производных от бесконечной первопричины конечных предметах и конечных причинах. Если наука и ученые соглашаются с правильностью такого отношения религии к науке, то наука и ученые фактически соглашаются на методологическое и когнитивное руководство ими религией и священнослужителями.

Религия безгранично, в том числе бесконечно, идеализирует объективную целесообразность, присущую саморегулируемым системам в живой природе, в человеческом сообществе. Религия основана на вере в якобы существование объективной бесконечной разумной целевой причины, будто бы детерминирующей бытие человечества и конкретных людей. Эффективное противодействие науки и ученых религиозным взглядам предполагает не только основанную на понимании и учете различия рационального и идеологического мышления научную критику религии, но и разработку концепций, дающих объективное рационально-научное знание о реальности.

2015

1. 02. 2015

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера // demiurgos.sosbb.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки // demiurgos.sosbb.ru, 19. 01. 2015.

Прежний адрес текста: ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения