ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ВЕРА И ДУХОВНАЯ СВОБОДА ВОЛИ

Перейти вниз

ВЕРА И ДУХОВНАЯ СВОБОДА ВОЛИ Empty ВЕРА И ДУХОВНАЯ СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:07 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ВЕРА И ДУХОВНАЯ СВОБОДА ВОЛИ
(рациональный подход)

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

С позиции рационально-научного подхода в виде моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии, которой я руководствуюсь в данном и в иных исследованиях, идеологическая вера — это имеющая силу категорического императива абсолютная убежденность обладающей идеологическим мышлением личности (идеологической личности) в осуществимости безгранично идеализированных предметов, в том числе таких, как бесконечная основа мироздания (бесконечные материя, бог, мировая воля и др.). Потому идеологическая вера — это абсолютный духовный повелитель и поводырь обладающей верой идеологической личности. Безграничная идеализация — это мысленное конструирование предметов с якобы ничем не ограниченным полным проявлением в них или в их отдельных чертах их сущности (напр., бесконечная материя, абсолютно черное тело). Безгранично идеализированные предметы активно используются в науке (напр., идеальный газ, машина Тьюринга, полное социальное равенство), которая является высшим носителем рациональности, и в идеологии (напр., бесконечная абсолютная идея, коммунизм), которая внерациональна.

Я выделяю два качественно различных типа мышления — рациональное мышление и идеологическое (внерациональное, экстрарациональное) мышление. Наиболее развитые воплощения рационального мышления я вижу в науке и инженерии, но оно используется также здравым смыслом, частично — искусством. Наиболее развитое воплощение идеологического мышления я вижу в философии. С позиции рационального мышления безгранично идеализированные конечные предметы неосуществимы (напр., полностью совершенное общество), а созданные с помощью безграничной идеализации бесконечно идеализированные предметы недоказуемы на предмет осуществимости (напр., бесконечная мировая воля А. Шопенгауэра), потому что понятие бесконечного немыслимо содержательно рациональным мышлением. Рациональное мышление вообще не способно мыслить бесконечность как предмет («реальную бесконечность»), а значит, вообще не способно содержательно мыслить бесконечность в качестве объекта. Потому рациональное мышление вообще не способно ничего сказать об идее якобы существования бесконечности, оно способно о ней лишь молчать. Что невозможно мыслить, о существовании того невозможно высказаться. Рациональное мышление с помощью доказательств признает возможность осуществимости только неидеализированных им и идеологическим мышлением конечных предметов, но при этом считает, что не все мыслимые им неидеализированные конечные предметы осуществимы. Оно в силу своих особенностей не имеет и не способно иметь средства обнаружения (не содержит возможность обнаружения) осуществимости мысленных конечных идеологических и рациональных, в том числе научных, безгранично идеализированных предметов и руководствуется по отношению к ним прагматичным принципом «если невозможно даже помыслить средства доказательства осуществимости мысленного безгранично идеализированного конечного предмета, то с точки зрения рационального мышления он неосуществим», но этот принцип рациональное мышление ни при каких условиях не в состоянии применить к доказательству осуществимости и неосуществимости мысленных идеологических бесконечно идеализированных предметов, поскольку оно не в состоянии содержательно мыслить понятие бесконечного. Идеологическое мышление с помощью идеологической веры признает безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы, используемые в идеологии, осуществимыми, но не признает их идеализированными.

Только с позиции рационального мышления в силу его особенностей видно, что идеологическое мышление использует безгранично идеализированные предметы, а с позиции идеологического мышления в силу его особенностей вообще невозможно заметить, что оно применяет безгранично идеализированные предметы. Осмысливающее себя идеологическое мышление, напр. философское, осознает, что оно использует мысленно созданные бесконечные предметы, которые рациональное мышление способно рассматривать лишь как разновидность безгранично идеализированных предметов. Однако для идеологического мышления бесконечно идеализированные предметы, которые оно создает и которыми оно оперирует, не являются безгранично идеализированными предметами. Например, бесконечный апейрон в философии Анаксимандра, бесконечная материя в диалектико-материалистической философии, бесконечная абсолютная идея в философии Г. Гегеля, бесконечный бог в теистических религиях не рассматриваются этими идеологическими воззрениями как бесконечно идеализированные предметы, а с помощью идеологической веры категорически императивно признаны ими якобы реальными бесконечными основами мироздания. Потому только с помощью рационального мышления, особенно с помощью науки, возможно получить объективное знание о том, какие созданные мыслью предметы являются безгранично идеализированными предметами, какие из них являются научными безгранично идеализированными предметами, а какие — идеологическими безгранично идеализированными предметами и какие мысли, идеи, понятия, взгляды, учения, концепции являются идеологическими, а какие — неидеологическими. В то же время конкретное идеологическое мышление, которое не пользуется рациональными инструментами объективного познания, легко отличает идеологию от рациональных мыслей, идей, понятий, взглядов, учений, концепций с помощью выявления логического подобия между применяемыми в любых идеологических взглядах идеологическими безгранично идеализированными с точки зрения рационального мышления предметами и теми идеями о мире, которыми оно оперирует.

В науке, инженерии и в других рациональных видах жизнедеятельности отсутствует идеологическая вера в качестве инструмента признания идей истинными или ложными. Решающим инструментом признания идей истинными и ложными в науке и инженерии является доказательство в конечном счете с помощью практики. В доказательстве используется уверенность как субъективный инструмент признания на основе доказательства идей истинными и ложными, но она является убежденностью, которая не носит категорически императивного характера и имманентно содержит возможность сомнения.

Идеологическая вера — это атрибут любой идеологии (религии, философии, теософии и др.), она служит решающим средством признания идей истинными и ложными, причем только абсолютно истинными и только абсолютно ложными. Невозможна вера в предположительно истинные и в предположительно ложные идеи. Невозможна вера, допускающая возможность сомнения. Поскольку фактически не способны иметь приверженцев те идеологические воззрения, которые полностью оторваны от реальности, то в современных функционирующих, живых идеологиях, ориентированных на обретение приверженцев, используются элементы рационального и даже научного отражения реальности и применяются элементы рационального, даже научного доказательства с помощью логики и практики, однако рациональные знания и доказательства подчинены вере и искажены ради приспособления к вере, а потому не отвечают полноценно критериям рациональности, в том числе научности, т. е. они лишены статуса самодостаточности и наделены статусом лишь вспомогательных инструментов веры в осуществимость идеологических безгранично идеализированных предметов (напр., бесконечных материи, бога).

Все идеологические взгляды основаны на безграничных положительных и отрицательных идеализациях мира, которые составляют сущность идеологий, однако приверженцами идеологий признаются с помощью веры не идеализациями, а безусловно истинными воззрениями. Идеология является не только индивидуальным, но и совместным, коллективным безгранично ценностным взглядом на мир, однако индивидуальный основополагающий, первичный, а совместный, коллективный является производным, вторичным. Совместность, коллективность имеют место только относительно конкретных идеологий между единомышленниками, категорически переживающими и мыслящими себя едиными в силу якобы принадлежности их к единой для них бесконечной основе мира, проявлениями и частями которой они себя переживают и мыслят. Идеология — это тип мировоззрения, а ее противоположностью является рациональный тип мировоззрения.

Категорически императивный характер всякой идеологической веры обусловлен особенностями идеологического (внерационального, экстрарационального) мышления, которым обладают люди, верящие в безусловную истинность идей об осуществимости безгранично идеализированных предметов, в том числе идей о якобы существовании бесконечной основы мироздания. Идеологическое мышление категорически императивно и мыслит не в форме предположений, а в форме абсолютных истин. Поэтому если ученым, обладающим дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, тотально овладевает религиозная, философская или иная идеологическая вера, то их идеи приобретают для него статус абсолютной истины. И если такой ученый не обладает эффективными средствами строгого разграничения в своем сознании рационально-научного и идеологического отношения к миру, то он не может не поступиться научным отношением к миру и научными идеями в пользу идеологического взгляда на мир, поскольку наука и в целом рациональное мышление, рациональные знания и познание не обладают и не способны обладать, в отличие принятой обладающей идеологическим мышлением личностью в качестве своей идеологии, категорически императивной силой по отношению к обладающей ими личности и содержат в себе возможность сомнения.

Люди предрасположены к идеологическому и к рациональному мышлению. Одни люди предрасположены только к идеологическому мышлению, другие — только к рациональному мышлению, а третьи — к тому и другому одновременно. Обладающая идеологическим мышлением личность не может не верить в безусловную истинность принятых ею в качестве своих идеологических идей, она обречена к вере. Однако нет предрасположенности идеологической личности к конкретной идеологической вере, в том числе к вере в безусловную истинность идей о будто бы существовании конкретных бесконечных основ мира.

Что служит предрасположенным к идеологическому мировоззрению людям основанием для признания с помощью идеологической веры конкретных идеологических взглядов абсолютно истинными, а значит, основанием для выбора таких взглядов или для создания таких взглядов в качестве своего мировоззрения?

Идеологическая вера — это интимный способ духовной жизнедеятельности обладающей идеологическим мышлением личности. К вере в якобы безусловную истинность конкретных идеологических идей, если они не соответствуют идеологической личности, невозможно принудить, невозможно убедить верить в нее, невозможно доказать необходимость верить в нее, невозможно принять веру в нее под влиянием иных факторов, в том числе присущих личности, в частности, под влиянием ее небезграничных материальных потребностей, небезграничных эмоций, под влиянием подсознания. Даже реальная угроза смерти, используемая в качестве инструмента побуждения идеологической личности к вере в будто бы безусловную истинность конкретных идеологических идей, не способна побудить ее к вере в них, если они не соответствуют ей. Обрести веру в якобы безусловную истинность конкретных идеологических идей способна только идеологическая личность, обладающая духовной свободой воли относительно выбора конкретных идеологических идей в качестве якобы безусловно истинных. Такая идеологическая личность самостоятельно сознательно решает, в безусловную истинность каких конкретных идеологических идей верить, и в этом суверенном решении личность обладает свободой воли. Идеологическая личность, не обладающая свободой воли относительно суверенного выбора конкретных идеологических идей в качестве будто бы безусловно истинных, не способна приобрести искреннюю веру в безусловную истинность конкретных идеологических идей. Такая идеологическая личность, обладая расположенностью к идеологической вере, может не обладать верой в якобы безусловную истинность всех идей признаваемого ею безусловно истинным конкретного идеологического воззрения, но она может обладать способностью имитировать такую веру, даже не всегда это сознавая, или тайно категорически признавая истинными другие идеи о мире, если у нее есть идеологическая нужда в этих идеях. Поскольку идеологическая личность обречена на веру, то она ни в какой момент времени не может обойтись без веры в якобы безусловную истинность конкретных идеологических идей, в которых идеологически нуждается.

Основанием для идеологической веры обладающих идеологическим мышлением личностей в безусловную истинность конкретных идеологических идей является их соответствие обладающему для них силой страсти их конкретному смысложизненному ценностному безграничному, в том числе бесконечному, в положительную, отрицательную или в ту и другую стороны переживанию в виде чувств любви, ненависти, страха, тревоги, озабоченности, красоты, блага и др. ими мира и себя, а также своего бытия мире, которое наполняется конкретным содержанием в процессе их жизни в социальных сообществах. Возможно, безграничное, в том числе бесконечное, переживание идеологической личностью мира, себя и своего бытия в мире существует на основе ее врожденно обусловленной способности и непрерывной склонности к абсолютной сосредоточенности ее чувств на ее бытии в мире.

С точки зрения рационально-научного мышления идеологическое мышление не способно давать объективное знание, во-первых, потому, что оно посредством веры категорически признает осуществимыми мысленно созданные им безгранично, в том числе бесконечно идеализированные предметы, однако не признаваемые им идеализированными, которые с позиции рационального мышления либо вообще не осуществимы (конечные), либо не поддаются проверке на предмет осуществимости, поскольку не мыслимы содержательно рациональным мышлением (бесконечно идеализированные предметы), во-вторых, потому, что безграничная идеализация реальности идеологическим мышлением осуществляется в соответствии с безграничным, в том числе бесконечным, экзистенциальным ценностным переживанием мира идеологическими личностями и себя в мире. Есть также другие причины, в силу которых идеологическое мышление не способно давать объективное знание, напр., вследствие отсутствия в создаваемых им идеологических идеях такой черты, как всеобщность.

Каждая личность, в том числе каждая идеологическая личность, обладает личностными особенностями. Поэтому невозможно, что созданное кем-то идеологическое воззрение будет полностью соответствовать безграничному, в том числе бесконечному, идеализирующему мир идеологическому переживанию других идеологических личностей, выбирающих для себя идеологическое воззрение, а значит, невозможно, чтобы они обладали искренней верой в безусловную истинность всех идей принятого ими конкретного идеологического воззрения в качестве своего. Идеологические личности способны обрести полностью адекватное их безграничному, в том числе бесконечному, экзистенциальному переживанию ими мира идеологическое воззрение, если они сами создают его для себя или если они приспосабливают для себя путем идейного преобразования созданное другими идеологическими личностями идеологическое воззрение. Однако, во-первых, не многие обладающие идеологическим мышлением люди обладают творческими способностями по созданию идеологических идей, а во-вторых, многие живые, т. е. имеющие адептов, системы идеологических взглядов (учения, концепции) содержат механизмы, мешающие созданию в их рамках идеологических отклонений, в частности, такие очень сильные механизмы были в официальной диалектико-материалистической философии в период сталинизма в бывшем Советском Союзе. Но есть конкретные идеологические системы, весьма терпимые к внутреннему идейному разнообразию, но не абсолютно. К таким системам принадлежат, например, многие философские учения.

Для идеологических личностей конкретная идеологическая вера — это не состояние их сознания, а процесс, представляющий собой их постоянную работу над верой, поскольку конкретная вера не является для них выбранной раз и навсегда, ее нужно постоянно воспроизводить, проверять и в случае возникновения несоответствия между принятым ими идеологическим воззрением и их безграничными, в том числе бесконечными, идеологическими чувствами проводить корректировку веры в безусловную истинность конкретных идеологических идей вплоть до полной смены ее содержания. Ведь по разным причинам происходят изменения во многих созданных живых идеологиях, т. е. в идеологиях, которые имеют приверженцев, например потому, что происходят изменения в идеологическом мышлении, в безграничных идеологических чувствах, в объективной реальности, которую они идеализируют.

Обретенная идеологической личностью с помощью самостоятельного признания ею конкретных идеологических идей в качестве безусловно истинных конкретная идеологическая вера становится для нее осознанным высшим законом, осознанным категорическим императивом, осознанной абсолютной необходимостью, безусловно диктующей ей смотреть на мир и относиться к нему так, как требуют признанные ею в качестве безусловно истинных конкретные идеологические идеи. Сознательное самостоятельное принятие идеологической личностью конкретной идеологической веры приводит к появлению в ее сознании противоположных функций, способных конфликтовать и даже доминировать друг над другом, а именно, обладающая идеологическим мышлением, а значит, обреченная верить личность в функции духовно суверенной личности сознательно самостоятельно решает, в безусловную истинность каких конкретных идеологических идей верить, а уверовав, она приобретает функцию духовно несуверенного исполнителя своей веры, но при этом одновременно сохраняет свою функцию духовно суверенного носителя веры, сознательно воспроизводящего веру и способного самостоятельно изменить ее содержание в случае возникновения несоответствия между самостоятельно выбранным идеологическим воззрением или некоторыми его идеями и своими безграничными идеологическими чувствами. Если у самостоятельно принявшей конкретную идеологическую веру идеологической личности противоположность данных функций приобрела абсолютный характер, то произошло раздвоение личности, а если у самостоятельно принявшей конкретную идеологическую веру идеологической личности исчезло различие между данными функциями, то это означает, что произошло абсолютное подавление одной функции другой. У крайних идеологических ортодоксов, фундаменталистов, консерваторов функция несуверенного исполнителя веры носит абсолютный характер.

Подавляющее большинство идеологических личностей не имели и не имеют возможности осознанного выбора конкретной идеологии (религии, философии, социальной идеологии и др.) в качестве своего мировоззрения, поскольку для такого выбора необходимы знание, причем обстоятельное, всех конкретных идеологий (религий, философий и др.) и обладание способностью создавать свои идеологические идеи в случае несоответствия всех созданных идеологий их безграничным чувствам. Только ознакомление идеологической личности со всеми уже созданными идеологическими взглядами и их оценка ею на предмет их адекватного соответствия ей и создание ею собственного идеологического взгляда на мир в случае отсутствия подходящего для нее воззрения дает ей возможность стать искренним адептом конкретной идеологии, действительно верящим в ее безусловную истинность. Большинство адептов конкретных идеологий, даже имеющих высшее образование, не обладают таким знанием и не обладают способностью создавать свою идеологию, а значит, не все они могут обладать или обладают искренней верой в безусловную истинность принятого ими в качестве как бы безусловно истинного всего конкретного идеологического воззрения или его отдельных идей, а значит, не все они являются или могут быть подлинными приверженцами конкретного идеологического воззрения (религиозного, философского и др.), т. е. подлинными обладателями конкретной идеологической веры, даже если они полагают, будто являются ими. В силу этого сохраняется возможность того, что часть этих идеологических личностей, получив знание о других конкретных идеологических воззрениях, которые соответствуют их безграничным чувствам, отрекутся от неадекватно принятого ими в качестве как бы своего конкретного идеологического воззрения (религиозного, философского и др.) в пользу другого конкретного идеологического воззрения, в безусловную истинность которого они уверуют.

Идеологические личности, выбирающие, подобно крестившему Киевскую Русь князю Владимиру, для себя первое или новое конкретное идеологическое мировоззрение, объективно нуждаются в как можно более обстоятельном научном знании всех идеологий. Очень необходимо такое научное знание ученым, которые частично обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением и выбирают или уже выбрали для себя какое-то идеологическое мировоззрение. Чтобы сохранить свои качества рационально мыслящего ученого, им нужно уметь ограничивать влияние принятых ими в качестве своего мировоззрения конкретных идеологических идей на свое рациональное мышление, на отношение к своим научным взглядам, к науке и научным знаниям в целом, к научным методам и принципам познания, к научной этике. В обстоятельном научном знании конкретных идеологий также объективно нуждаются люди с исключительно рациональным мышлением, вообще не предрасположенные к вере в истинность религиозных, философских и иных идеологических идей о будто бы существовании бесконечных первооснов мироздания и об их якобы проявлении в конкретных конечных предметах реальности. Ученым и инженерам такое знание нужно в первую очередь для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в науку и в практическую деятельность, в том числе основанную на науке инженерию, внерациональных идеологических идей.

2010

26. 06. 2010

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08.

Адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения