ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Перейти вниз

РАЦИОНАЛЬНЫЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Empty РАЦИОНАЛЬНЫЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:17 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РАЦИОНАЛЬНЫЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).


Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Я рассматриваю идеологичность и рациональность как противоположные типы устройства и интеллектуально-практического проявления мышления и в целом сознания людей, обусловливающие противоположность идеологического и рационального типов личностей. Различие идеологического и рационального типов устройства и интеллектуально-практического проявления сознания личностей реализуется в противоположных типах:

1. Самосознания (идеологический и рациональный типы самосознания).

2. Мышления (идеологический и рациональный типы мышления).

3. Чувства (идеологический и рациональный типы чувства).

4. Осмысления мира (идеологический и рациональный типы осмысления мира).

5. Методологии осмысления мира (идеологический и рациональный типы методологии осмысления мира, составной частью которых являются идеологический и рациональный типы методологического подхода к осмыслению мира).

6. Мировоззрения (идеологический и рациональный типы мировоззрения).

7. Мотива поведения (идеологический и рациональный типы мотива поведения).

8. Конструирования мира (идеологический и рациональный типы конструирования мира).

9. Методологии конструирования мира (идеологический и рациональный типы методологии конструирования мира, составной частью которых являются идеологический и рациональный типы методологического подхода к конструированию мира).

10. Практического поведения и деятельности (идеологизированный и рациональный типы практического поведения и деятельности).

11. Методологии практического поведения и деятельности (идеологический и рациональный типы методологии практического поведения и деятельности).

12. Результата практических действий (идеологизированный и рациональный типы результата практических действий).

Оправданно выявлять идеологическую и рациональную парадигмы осмысления мира. Парадигма (от греч. paradeigma — пример, модель, образец) в науке как высшей форме применения рационального мышления — это система явных и неявных, даже не всегда осознаваемых теоретических и методологических предпосылок научного познания в конкретной области науки на определенном этапе его развития, ориентирующих конкретные научные исследования и признанных всем научным сообществом, его частью или даже отдельным исследователем. Научная парадигма служит основанием выбора проблем и своеобразной моделью, образцом способов их решения, но она не обладает категоричностью. Особенностью парадигм является их изменение, обновление, смена в процессе развития научного познания. Парадигма при замене в ее определении понятия «научное познание мира» на более широкое понятие «любое, в том числе ненаучное, осмысление мира», может быть обнаружена и использована в ненаучном осмыслении мира, в частности здравым смыслом, искусством, идеологией.

Особенности идеологического и рационального взглядов на мир жестко обусловлены особенностями идеологического и рационального мышления людей, обладающих этими типами мышления, к которым они врожденно предрасположены, неизбежно придерживаются тех взглядов, которые соответствуют их типу мышления. Различие идеологических и рациональных взглядов проходит через всю историю человеческой мысли и считать их особенности парадигмами — это примерно то же самое, что считать парадигмами заложенные в природе человека как вида жизни (Homo sapiens) особенности мужчин и женщин. Идею парадигмы оправданно применять внутри этих взглядов, в частности, для характеристики этапов их развития, поскольку люди врожденно не предрасположены к определенным идеям. Напр., оправданно рассматривать в качестве парадигм рационализма позитивизм и мою концепцию чистого рационализма и чистой идеологии. Внутри позитивизма есть свои парадигмы в виде первого позитивизма, второго позитивизма, неопозитивизма. В материалистической философии это парадигмы материалистического и идеалистического понимания мира, метафизического и диалектического понимания материи. Есть преходящие парадигмы, в том числе в философии, а есть парадигмы, которые постоянно существуют, напр., философский материализм и идеализм со времени появления идеалистического взгляда на мир. Их непримиримая борьба пронизывает всю историю философской мысли со времени появления первого идеалистического учения в виде философии Сократа и особенно философии Платона, поскольку идеализм Платона имеет развитую теоретическую, а точнее, теоретикоподобную форму. Диалектический материализм считал, что с его появлением философский идеализм потерял историческое оправдание и неизбежно отомрет. Но он существует и не видно причин для его исчезновения, как и причин для исчезновения философского материализма.

В этой статье я остановлюсь на очерчивании особенностей идеологического и рационального методологических подходов к осмыслению реальности как существенных компонентов идеологического и рационального типов устройства и проявления сознания. Идеологический и рациональный методологические подходы основаны на мышлении. Методологический подход в осмыслении реальности — это ориентация на осмысление реальности под определенным углом зрения, напр., под углом зрения каких-то ее реальных или придуманных черт. Так, методологический системный подход в научном познании — это исследовательская установка, в основе которой лежит рассмотрение предмета как системы, обладающей специфическими чертами, закономерностями, через призму проявления которых оправданно исследовать конкретные системные предметы.

С точки зрения рационального мышления идеологический (внерациональный, экстрарациональный) методологический подход к осмыслению мира — это фундаментальный взгляд на мир, состоящий в безграничной, в том числе бесконечной, идеализации обладающей идеологическим мышлением идеологической личностью мира и себя в нем, руководствуясь верой в осуществимость созданных мыслью безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметов, одни из которых с точки зрения рационального мышления неосуществимые (конечные, напр., абсолютно совершенная личность), а другие (бесконечные, напр., бесконечные бог, материя) содержательно не мыслимые рациональным мышлением в силу того, что рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечности, а потому рациональное мышление не способно задумываться об их доказательстве. Безграничная идеализация — это мышление предметов такими, как если бы были сняты ограничения для полного проявления их сущности. Идеологическое мышление не мыслит созданные им безгранично идеализированные предметы идеализированными, но категорически императивно мыслит осуществимыми. Идеологический методологический подход к осмыслению мира жестко детерминирован идеологическим мышлением. Его применение основано на идеологической вере, и он носит категорически императивный характер для тех, кто его применяет, а его применяет личность с идеологическим мышлением. Он предписывает идеологической личности смотреть на мир и действовать в нем в соответствии с идеологическим мышлением. Идеологический методологический подход к осмыслению мира нереалистичный. К наиболее распространенным разновидностям применения идеологического подхода к осмыслению мира относятся религия, философия, теософия, оккультизм, безгранично идеализирующие мир нерелигиозные мифы и их проявления во взглядах на разные конечные стороны реальности (напр., социальные утопии). Идеологический методологический подход к осмыслению мира не тождественный иррациональности. Иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный) — это те стороны психики человека, которые находятся за пределами его логики, его мышления и связаны с бессознательным, напр., с обусловленностью инстинктами. Идеологический подход является сознательным подходом, а основанный на нем конкретный взгляд на мир опирается на идеологическую веру, исключающую возможность сомнения.

Рациональный методологический подход к осмыслению мира реалистичный, его применяют рациональные личности, обладающие рациональным мышлением, к которому они врожденно предрасположены. Рациональный методологический подход к осмыслению мира — это фундаментальный взгляд на мир, признающий существование и возможность осуществимости лишь всецело конечных (обладающих количественными, качественными, причинными, сущностными и другими границами) неидеализированных предметов. Он обладает некатегорической естественной императивностью, а основанный на нем конкретный взгляд на мир опирается на доказательство с помощью теории и практики и содержит возможность сомнения, но практика является решающим средством проверки рациональных идей на истинность. Рациональный методологический подход к осмыслению мира — это неидеализирующий взгляд на мир и неидеализирующее отношение к миру. Рациональный подход, особенно в науке и инженерии, способен создавать конечные безгранично идеализированные предметы (напр., точка, идеальный газ, машина Карно, машина Тьюринга, полное социальное равенство), но лишь как инструменты теоретического познания и объяснения мира, как познавательные и ценностные ориентиры, которые изначально мыслятся рациональным мышлением неосуществимыми вне мысли о них. Рациональное мышление способно мыслить понятие бесконечности лишь как бессодержательную формально-логическую противоположность понятия конечного безотносительно к отнесению созданного таким путем понятия бесконечного к реальности.

В рациональный методологический подход осмысления мира входит:

— Признание существования и возможности существования только конечных неидеализированных предметов.

— Признание реалистичными только идей, полученных рациональными, в первую очередь научными средствами.

— Признание возможности объективного познания реальности только рациональными, в первую очередь научными средствами.

— Объяснение мира и его компонентов только с помощью рациональных, в первую очередь научных средств.

— Использование только рациональных, в первую очередь научных идей, при конструировании необходимой для людей реальности, в том числе социальной, при разработке целей и средств деятельности, при организации практических действий.

В современную эпоху тотальной научно-инженерной революции и массового интеллектуализированного труда высшим проявлением рационального методологического подхода к осмыслению, конструированию и практическому созданию желаемой реальности являются научное познание и инженерно-практическое применение научного знания.

2012

20. 01. 2012

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru, ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ: https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения