ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ   Empty МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:41 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Человек способен познавать мир сообразно возможностям своего мышления. Потому познание мира целесообразно предварить выяснением способности мышления познавать мир, а выяснение способности мышления познавать мир целесообразно предварить выяснением способности мышления мыслить мир. Каким мышление мыслит мир, таким оно его познает. Немыслимое невозможно познавать и о немыслимом невозможно высказаться. Мыслить мир и знать мир — это не одно и то же. Мыслить мир — это мысленно видеть его, признавать его безотносительно к его познанию обладающим чертами, мыслимыми главными. Разграничение мною знания людей о мире и мысли людей о мире открыло возможность разграничить предметные логические формы знания о мире и предметные логические формы мысли о мире и выявить разновидности мыслей людей о чертах мира, признаваемых ими главными, и разновидности устройства предметной (содержательной) логики, порождающие разновидности мыслей людей о признаваемых ими главными чертах мира. И. Кант, не заметив существенное различие между знанием о мире и мыслью о мире, ограничился выяснением способности содержательной (предметной) логики познавать мир, которое он первым осознанно и целостно осуществил, а потому не увидел разновидности мышления людьми черт мира, признаваемых ими главными, обусловленными разновидностями устройства предметной логики, порождающими разновидности мыслей о признаваемых людьми главными чертах мира.

Мышление человека эволюционно не приспособлено к мышлению идеального в смысле нематериального, которыми являются мышление, сознание и в целом человеческая психика. Потому далеко не всякий человек способен мыслить идеальное столь же наглядно, как все люди мыслят материальное, в силу чего существенные поступательные этапы в познании мышления редкие, ведь должно быть совпадение в отдельной личности способности наглядно мыслить мышление как идеальное, способности научно познавать это идеальное и профессиональной подготовленности к такому познанию. Лишь более чем через 2 000 лет после Аристотеля, который первым осознанно и целостно исследовал мышление на уровне формально-логического устройства высказывания о предмете, И. Кант начал существенно новый этап осознанного и целостного познания мышления на уровне устройства его содержательной (предметной) логики. Концепцию И. Канта о содержательных (предметных) логических формах познания мира и мою концепцию о содержательных (предметных) логических формах мышления мира разделяют свыше 200 лет. Предметные логические формы мышления мира могли быть случайно выявлены сразу после фактически полного раскрытия Георгом Гегелем в идеологически-философском виде идеологической предметной логики, поскольку Кант и Гегель подготовили для этого идейную почву. Гегель вплотную подвел к выявлению данной предметной логики, однако не вмешался случай. В дальнейшем ее выявление зависело только от него, т. е. от случайного совпадения в мышлении одного человека способности наглядно мыслить мышление как идеальное, способности научно познавать это идеальное и профессиональной подготовленности к такому познанию. Идея предметных логических форм мышления мира могла быть случайно сформулирована не только сразу после создания Г. Гегелем своей философии, но и в любой момент позже. Однако такой случай произошел лишь через 200 лет. Но он мог не произойти и через 1 000, через 2 000 и более лет после И. Канта, хотя нужность не только предметных логических форм познания мира, но и предметных логических форм мышления мира сейчас очень актуальная для создания искусственного рационального мышления, подобного по интеллектуальному потенциалу человеческому рациональному мышлению.

Я разграничиваю первичные и вторичные содержательные (предметные) логические формы мышления, к первичным отношу врожденно обусловленные предметные логические формы мысли о мире, а к вторичным — не обусловленные врожденно предметные логические формы знания о мире. Вторичные предметные логические формы подчинены первичным предметным логическим формам в единой предметной логике рационального мышления и идеологического мышления. Изученная И. Кантом содержательная (предметная) логика — это лишь часть содержательной (предметной) логики, поскольку он ограничился изучением предметных логических форм познания мира, обнаруженных им в исследованных категориях (количества, качества и др.), которые он рассматривал как априорные формы рассудка. Но он не разграничил рациональную и идеологическую предметные логики, а выявленные им предметные логические формы являются вторичными. Согласно Иммануилу Канту, «рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям» [6, с. 195]. Поскольку И. Кант изучал только предметные логические формы познания мира и не заметил предметные логические формы мышления мира, то он закономерно считал одинаковым устройство предметной логики всех людей. Описанные Кантом предметные логические формы познания мира действительно во многом схожие у всех людей, но у людей с идеологическим мышлением они, в том числе их познавательные функции, существенно деформированные идеологическими предметными логическими формами мышления мира. Я в своей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии не ограничился кантовскими предметными (содержательными) логическими формами познания мира и осознанно и целостно выясняю предметные (содержательные) логические формы мышления мира, разграничив рациональное мышление, идеологическое мышление и смешанное дуалистичное рационально-идеологическое мышление сообразно существенному различию их врожденно обусловленной предметной логической способности мыслить мир. К предметным логическим формам мышления мира я отношу врожденно обусловленные и потому априорные первичные предметные логические формы мышления, в частности образы мыслимых существующими бесконечного абсолютного предмета, конечного предмета как проявления бесконечного абсолюта и абсолютного причинного отношения между бесконечным абсолютом и его конечным проявлением в идеологической предметной логике и образы мыслимых существующими конечного предмета как следствия и причины других конечных предметов и конечных причинных отношений между конечными предметами в рациональной предметной логике. Но это не все первичные предметные логические формы рационального мышления и идеологического мышления. Рациональный и идеологический типы мышления мыслят мир противоположным образом и эта противоположность обусловлена противоположностью их типов предметной логики. Дуалистичное рационально-идеологическое мышление смешанно мыслит черты мира, мыслимые им существенными. Хотя рациональное мышление и идеологическое мышление используют безграничные идеализации мира, однако они по-разному относятся к ним. Безграничная идеализация — это мысленное конструирование реальных или выдуманных предметов такими, как если бы были устранены факторы, ограничивающие проявление их реальной или выдуманной сущности (напр., прямая линия, абсолютно черное тело). Мысленными безгранично идеализированными предметами являются как безгранично идеализированные конечные предметы (напр., полная социальная свобода, всецело совершенное общество), так и бесконечно идеализированные предметы (бесконечная основа мироздания и ее атрибуты). Бесконечная идеализация — это разновидность безграничной идеализации. Ей подвергается в идеологическом мышлении основа мира, в том числе ее атрибуты и проявления. Заметно существенное различие между противоположными рациональным и идеологическим типами мышления в способности мыслить бесконечное.

Особенностью рационального мышления является то, что оно мыслит возможность существования только неидеализированных конечных предметов и мыслит неосуществимыми мысленные безгранично идеализированные конечные предметы, а идею бесконечного оно не способно содержательно мыслить. Созданные рациональным мышлением безгранично идеализированные конечные предметы широко применяются в науке и инженерии в качестве инструментов познания и конструирования (точка, абсолютно черное тело, машина Тьюринга, полная социальная справедливость и др.), частично применяются в качестве ценностных ориентиров здравым смыслом, неидеологизированным искусством. Рациональное мышление способно делать своим объектом познания лишь конечные предметы. Рациональное мышление мыслит конечные предметы как относительные предметы, существующие относительно друг друга, оно мыслит их следствиями конечных причин и причинами конечных следствий, а мысленные безгранично идеализированные рациональным мышлением конечные предметы мыслит неосуществимыми, но создает их в науке и инженерии на основе отражения неидеализированных конечных существующих или намеченных к созданию предметов. Рациональное мышление опирается на доказательства в конечном счете с помощью практики. На нем основаны здравый смысл, наука, инженерия, частично искусство. С точки зрения рационального мышления оно реалистичное. Его предметная логика основана на принципе относительности.

Идеологическое мышление категорически императивно мыслит посредством идеологической веры якобы осуществимыми мысленные безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы (бесконечные материя, бог, абсолютная идея и др.; конечно-бесконечные богочеловек, общество как ступень саморазвития бесконечной материи и др.), которые оно мысленно конструирует, но которые мыслит не как сконструированные и идеализированные, а как якобы абсолютно истинные образы реальности. Идеологическое мышление обладает безгранично идеализирующей мир предметной логикой и опирается на идеологическую веру. Личность с идеологическим мышлением не способна мыслить якобы реальное бесконечное в качестве объекта, а себя в качестве субъекта в силу особенностей идеологического мышления, а потому она вынуждена изобретать способы, будто бы с помощью которых мыслит конкретное бесконечное, не рассматривая эти способы как изобретенные. Бесконечная идеализация, которая является разновидностью безграничной идеализации, — это существенное свойство идеологической предметной логики. Идеологическое мышление лежит в основе религии, первобытных нерелигиозных мифов, философии, теософии и др. Его предметная (содержательная) логика основана на принципе абсолютности, и ее главной предметной логической формой является бесконечный абсолют в виде образа якобы реальной бесконечной основы мира как будто бы абсолютной причины конечных предметов. Идеологическое мышление является абсолютно иерархическим, т. е. оно категорически императивно признает якобы реальную бесконечную основу мира будто бы абсолютной причиной конечных предметов. С позиции рационального мышления идеологическое мышление нереалистичное, а с позиции идеологического мышления идеологическое мышление реалистичное. Выявление особенностей идеологического мышления, рационального мышления, а также смешанного дуалистичного рационально-идеологического мышления осознанно осуществлено мною, однако люди с идеологическим, рациональным и дуалистичным мышлением могут стихийно замечать некоторые особенности своего мышления. Эти разновидности мышления врожденно обусловлены у их обладателей.

Возможно, большинство людей обладают монистичным рациональным мышлением. Много людей обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Доля людей с монистичным идеологическим мышлением составляет ок. 7–12%. Они являются искренними приверженцами какой-либо идеологии и подчиняют ей всю свою жизнь. Однако точно выявить доли носителей этих разновидностей мышления затруднительно ввиду сложности фиксации особенностей мышления. Трудность их выявления обусловлена и тем, что многие люди обладают врожденной расположенностью одновременно к рациональному и идеологическому типам мышления, конфликтующим друг с другом в одном сознании. Это люди с раздвоенным смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, которое многообразное. Их идеологическое мышление может ограничиться мышлением якобы существования бесконечной основы мира при осмыслении основы мироздания, а также причин глобальных, но плохо изученных или плохо поддающихся изучению научными средствами конечных частей реальности (напр., происхождения жизни, человека, человеческого сознания, Вселенной). В то же время люди с рационально-идеологическим мышлением при осмыслении менее крупных конечных предметов реальности могут использовать рациональное мышление и объяснять их конечными причинами, но при этом их рациональное мышление будет находиться в антагонистическом противоречии с их идеологическим мышлением, неизбежно побуждающим с помощью идеологической веры к объяснению конечных предметов с помощью мысли о якобы существовании бесконечной основы мира.

Рациональное мышление и идеологическое мышление — это фундаментальные типы мышления. Поскольку люди имеют врожденную предрасположенность к ним, то невозможно произвольно изменить у них тип мышления. Человека, склонного к идеологической вере, невозможно намеренно превратить в рационалиста, а рационалиста невозможно намеренно превратить в носителя идеологической веры. Однако у отдельных людей может естественно произойти глубокая эволюция их мышления в виде преобразования одного типа мышления в другой в силу особенностей их генотипа. Это люди с врожденно обусловленной расположенностью к одной из разновидностей дуалистичного рационально-идеологического мышления в виде смены одного типа мышления другим. Такие случаи бывают. Предполагаю, что в любом обществе в любые времена соотношение людей с рациональным, идеологическим и дуалистическим рационально-идеологическим мышлением примерно одинаковые и обусловлены эволюционными закономерностями происхождения человечества как вида Homo sapiens.

Рациональное мышление и идеологическое мышление по-разному мыслят бесконечное. Идеологическое мышление способно мыслить существующими предметы как якобы бесконечные (напр., бесконечная основа мира, бесконечные пространство, количество как атрибуты якобы бесконечной основы мира) и как будто бы одновременно обладающие чертами конечного и бесконечного (напр., природа как форма движения бесконечной материи, богочеловек). Рациональное мышление способно мыслить существующими только конечные неидеализированные предметы. Поскольку наука является наиболее развитым проявлением рационального мышления, то перспективнее изучать особенности мышления бесконечного с помощью основанной на рациональном мышлении науки. Поскольку философия является наиболее развитой идеологией, в которой проявляется наиболее развитое идеологическое мышление, то особенности мышления бесконечного в философии наиболее пригодны для научного изучения.

Рациональное мышление способно создать понятие бесконечного предмета не путем исследования реальности, а с помощью формально-логических операций лишь как формально-логическую противоположность содержательному понятию конечного предмета безотносительно к соотнесению его с реальностью. Это бессодержательное понятие бесконечного как антиконечного. Созданное рациональным мышлением формально-логическим путем рациональное бессодержательное понятие бесконечного как антиконечного невозможно наполнить рациональными средствами содержанием с помощью понятий пространственной и временной неограниченности, количественной, качественной, причинной неисчерпаемости, безграничного многообразия форм, содержаний, возможностей как свойств мироздания. Ведь понятия пространственной и временной неограниченности, неисчерпаемости, безграничного многообразия форм, содержаний, возможностей как свойств мироздания рациональное мышление способно создать не путем исследования реальности, а лишь как бессодержательную формально-логическую противоположность содержательных понятий конечных пространства, времени, количества, качества, причины, формы, содержания, возможностей как свойств мироздания безотносительно к соотнесению их с реальностью, а потому рациональное мышление не способно создать содержательное понятие бесконечного. С позиции рационального мышления полученное путем противопоставления понятию конечного понятие бесконечного не является содержательным понятием потому, что понятие бесконечного создано формально-логически относительно содержательного понятия конечного, а не относительно реальности и исключительно путем противопоставления понятию конечного. Поскольку в рациональном мышлении понятие бесконечного получено чисто формально-логическим путем, то рациональное понятие бесконечного предмета как антиконечного предмета бессодержательное. Понятие бесконечного предмета (бесконечной основы мира и ее атрибутов) является содержательным в идеологическом мышлении. Содержание понятия бесконечного предмета наличествует в идеологическом мышлении в виде образа бесконечного абсолюта как одной из первичных предметных логических форм идеологического мышления, которое посредством идеологической веры категорически императивно признает якобы его существование в виде бесконечной основы мира. Поскольку рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить бесконечное как предмет, то оно не в состоянии ничего сказать об идеологической идее якобы существования бесконечного. Рациональное мышление мыслит существование мира только как конечного, однако оно находится в состоянии абсолютной когнитивной неопределенности относительно возможности познания, какова конечная основа мира. Это закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления.

Бессодержательность рационального формально-логического понятия бесконечного в виде противоположности понятию конечного, т. е. в виде антиконечного, является необходимым компонентом рациональной предметной логики, но не в качестве положительной предметной логической формы, а в качестве негативного бессодержательного логического ориентира, предохраняющего от использования в рациональном мышлении характерного для идеологического мышления мысленного бесконечного абсолютного предмета в виде образа якобы существующей бесконечной основы мира. Однако наличие в рациональном мышлении понятия бесконечного как негативного бессодержательного логического ориентира делает его уязвимым в дуалистичном рационально-идеологическом мышлении для проникновения в него элементов основанной на идеологической вере наступательной категорически императивной идеологической предметной логики. В дуалистичном мышлении негативный рациональный бессодержательный логический ориентир в виде понятия бесконечного как антиконечного под влиянием идеологического мышления может преобразоваться в дезорганизованном рациональном мышлении в позитивную идеологическую предметную логическую форму бесконечного абсолюта и частично преобразовать рациональное мышление в идеологическое, которое в монистичном виде основано на полном доминировании в его предметной логике предметной логической формы бесконечного абсолюта в виде образа бесконечной основы мира. В монистичное рациональное мышление не способно проникнуть монистичное идеологическое мышление.

Попытка создания рациональным мышлением понятия бесконечного посредством мысленных операций субъекта с образами конечных предметов по преобразованию их в бесконечные (напр., путем непрерывного мысленного перечисления предметов, мысленного движения субъекта в пространстве, времени, мысленного перебора свойств, мысленного создания предметов и др.) также не позволяет мысленно создать содержательный образ бесконечного предмета. В этом случае в качестве заместителя бесконечного в рациональном мышлении используются мысленные операции субъекта мышления, посредством которых он мысленно как бы пытается абстрагироваться от границ конечной реальности. Однако с помощью таких операций рациональное мышление не способно мысленно отвлечься от границ конечной реальности, поскольку любой рационально мыслящий субъект ограничен временем своей жизни, а значит, и временем осуществления своих мысленных операций. Невозможно абстрагирование рационального мышления от границ своих возможностей при попытке создания содержательного понятия бесконечного посредством мысленных операций с образом конечного предмета по преобразованию его в образ бесконечного предмета. Потому рациональное мышление в состоянии создать содержательный образ лишь квазибесконечного в виде неопределенно конечного, напр., понятие бесконечного в математике, в частности, сформулированное во втором постулате Евклида, который гласит, что «прямую можно непрерывно продолжать», но реально ни отдельный человек, ни все человечество в силу своей конечности не в состоянии мысленно непрерывно продолжать прямую линию, а рациональное мышление не способно содержательно даже мыслить такую возможность. Данный образ квазибесконечного является разновидностью неосуществимого в реальности мысленного научного безгранично, но не бесконечно идеализированного предмета. К таким же мысленным неопределенно конечным (квазибесконечным) предметам, которые являются научными безгранично идеализированными предметами, принадлежат натуральный ряд чисел, бесконечное множество, бесконечно большая и бесконечно малая величины в математике.

Характерной чертой рационального мышления является то, что оно устроено в виде субъект-объектных отношений, в которых конечные субъект и объект мыслятся противоположными конечными предметами. Роль субъекта в рациональном мышлении выполняет «Я» как конечный идеальный в смысле нематериальный заместитель (субститут) личности в ее мышлении, а роль объекта выполняет любой мысленный конечный предмет, который является заместителем (субститутом) в мышлении реальной, предполагаемой, придуманной или желаемой реальности. Объект может быть даже безгранично идеализированным предметом, мыслимым неосуществимым и используемым, напр., в качестве инструмента научного познания (окружность, абсолютно твердое тело, машина Карно и др.), но он не может быть бесконечно идеализированным предметом. Именно потому, что рациональная личность рассматривает себя и другие предметы реальности как обладающие границами, она способна мысленно противопоставлять себя как субъекта познания, конструирования, оценок и практических действий себе и другим конечным предметам реальности как объектам познания, конструирования, оценок и практических действий, рассматривать их как бы извне, даже если мыслит себя в качестве объекта познания и др. Рациональный субъект способен мыслить в качестве своего объекта себя как конечный предмет. В рациональном мышлении действует принцип относительности, в соответствии с которым каждый предмет реальности мыслится существующим относительно других предметов, определяется рациональным мышлением относительно других предметов и ни один предмет не мыслится безотносительным и абсолютной причиной остальных предметов.

Рационально мыслящий субъект может с помощью бессодержательного формально-логического понятия бесконечного как антиконечного пытаться имитировать мышление мира таким, как если бы он был проявлением бесконечного абсолюта. Однако посредством такой имитации бесконечной идеализации рациональное мышление не способно содержательно мыслить бесконечное. Это сымитированный образ якобы бесконечного, в отношении содержания которого рациональное мышление не в состоянии ничего сказать и рациональные суждения о котором выглядят как бессмысленная идейная конструкция. Такая имитационная бесконечная идеализация мироздания рациональным субъектом требует уподобления им себя субъекту с идеологическим мышлением, не теряя при этом рациональной организации своего мышления. И. Кант намеренно пытался осуществить с помощью рациональной части своего дуалистичного рационально-идеологического мышления такую имитацию в виде создания как бы нравственной религии с идеей как бы реального бесконечного бога, но эта попытка закономерно оказалась непродуктивной.

Для личности с идеологическим мышлением содержательное мышление бесконечного не только не затруднительно, но неизбежно, без предметной логической формы в виде бесконечного абсолюта оно не способно существовать. Философия является теоретикоподобной реализацией идеологического мышления. Как осуществляется в основанных на идеологической предметной логике философских рассуждениях мышление бесконечного предмета в виде основы мира, которое обязательно содержит идеологическую веру в якобы существование бесконечного? Бесконечная идеализация философской личностью мироздания, которую способно произвести лишь идеологическое мышление, невозможна без безграничной идеализации личностью себя в мыслимом ею якобы бесконечным мире.

Бесконечная идеализация личностью с идеологическим мышлением мира и себя в мире осуществляется на основе бесконечного экзистенциального ценностного переживания ею мира и себя в переживаемым ею будто бы бесконечным мире. Переживание личностью с идеологическим мышлением мира бесконечным обусловлено переживанием ею себя внутри мира как якобы проявления его основы, что не позволяет ей мыслить его границы, поскольку она смотрит на мир не извне как субъект на противостоящий ей объект, который может мыслиться только конечным и который потому возможно мысленно целиком обозревать, как это делает рациональное мышление, а изнутри этого мира и потому не способна мысленно его обозревать в качестве объекта. Идеологическая личность не в состоянии мыслить границы мира.

Чем существенно различаются особенности мышления бесконечного рациональной и идеологической личностью? Личность с рациональным мышлением не в состоянии мысленно содержательно абстрагироваться от границ конечного. Личность с идеологическим мышлением содержательно мыслит бесконечное в силу своей неспособности мыслить границы мира. Поскольку такая личность мыслит себя как якобы проявление основы мира, границы которой она не в состоянии мыслить, то для нее эта бесконечная основа выглядит по отношению к ней бесконечным абсолютом, которым она будто бы однозначно детерминирована. Этот бесконечный абсолют личность мысленно наделяет тем содержанием, которое наиболее соответствует пониманию ею себя. Бесконечный абсолют в виде образа якобы реальной бесконечной основы мира является предметной логической формой мышления идеологической личности. Поскольку идеологическая личность верит в будто бы существование бесконечной основы мироздания, то она одновременно верит в якобы проявление в ней бесконечной основы мира. Это означает, что для идеологической личности абсолютное доказательство якобы существования бесконечного — это переживание и мышление ею бесконечного как якобы существующего. В философии и в целом в идеологии мысль о бесконечном совпадает с мыслью о его будто бы существовании. Поскольку идеологическая личность мыслит бесконечное, то она неизбежно мыслит его только существующим и не мыслит будто бы предположительно существующим или предположительно не существующим.

Мышление идеологической личностью себя как будто бы проявления бесконечной основы мира неизбежно ведет к признанию ею с помощью идеологической веры якобы наличия в ней черт бесконечной основы, к мышлению ею себя как конечно-бесконечного предмета. Это является ценностным отношением личности к себе и к мыслимой ею бесконечной основе мира. Философская личность мысленно конструирует или выбирает из уже созданных философами идею такой бесконечной основы мироздания, которая наиболее соответствует ее чертам характера, ее потребностям, интересам, чувствам, ценностным ориентациям, при этом веря, будто такая основа мира существует. Она категорически императивно мыслит, будто бесконечная основа мира с содержанием, которое ей наиболее соответствует, проявляется в ней и служит основой ее бытия в мире, а по аналогии с собой она мыслит с помощью идеологической веры все конечные предметы как якобы проявления бесконечной основы мира.

Формирование еще в раннем детстве личностных качеств у человека, врожденно расположенного к идеологическому мышлению, включает формирование у него идеологического мышления с обязательной предметной логической формой в виде бесконечного абсолюта. Возникает вопрос, возможна ли бесконечная идеализация идеологической личностью себя как якобы основы мира, а не как ее будто бы проявления? Полагаю, что такая идеализация возможна, но ее способна производить личность с нарушенной идеологической предметной логикой. Даже если идеологическая личность будет мыслить себя якобы воплощением бога на земле, то и в этом случае ее действия не будут выходить за рамки нормальной идеологической предметной логики. Но если личность мыслит себя богом, якобы творящим мир, то такая личность вышла за рамки нормальной идеологической предметной логики.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Сен 16, 2021 2:56 pm), всего редактировалось 83 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

МЫШЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ   Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:42 pm

Бесконечность мышления идеологической личности обусловлена наличием у нее бесконечно идеализирующей мир идеологической предметной логики. Бесконечно идеализирующая предметная логика содержит категорически императивное признание с помощью идеологической веры якобы объективного существования бесконечного абсолютного предмета в виде бесконечной основы мира. Предметная логика идеологического мышления основана на иерархическом отношении между мысленными предметами как идеальными в смысле нематериальными заместителями в мышлении реальности. Она мыслит бесконечный абсолют в виде бесконечной основы мира как якобы бесконечную абсолютную причину, условие, основание, сущность, необходимость конечных предметов реальности, а конечные предметы, в том числе и себя, мыслит их следствиями (напр., неживая природа, живая природа, общество как этапы саморазвития бесконечной материи). Так, приверженец диалектико-материалистической философии мыслит бесконечную материю, идея которой в философии является разновидностью идей бесконечной основы мира, как первопричину конечных предметов, напр., живой и неживой природы. Абсолютное иерархическое отношение в идеологической предметной логике между мысленными бесконечным абсолютом как абсолютной причиной и его конечным следствием как первичными предметными логическими формами мышления в виде образов якобы реальной бесконечной основы мира и будто бы порожденного ею конечного предмета имеет для идеологической личности силу абсолютной логической необходимости, которой идеологическая личность категорически следует при мышлении конечных предметов.

В идеологическом мышлении отсутствуют специальные ограничители, которые в рациональном мышлении препятствуют ему мыслить основу мира якобы бесконечной и создавать мысленный содержательный образ бесконечного предмета.

Что это за ограничители в рациональном мышлении, которые действуют в нем автоматически?

1. Постоянный самоконтроль рациональной личности, направленный на мышление ею своих границ как конечного субъекта, т. е. на мышление ею себя как обладающей не только общими с другими людьми и внечеловеческими конечными предметами чертами, но и специфическими, неповторимыми, уникальными чертами, препятствуя этим мышлению ею себя как якобы проявлению бесконечной основы мира.

2. Самоконтроль рациональной личности за мышлением ею других конечных предметов как обладающих не только общими с ней чертами, но и специфическими чертами, чтобы не мыслить их как якобы проявление будто бы реальной бесконечной основы мира. Осуществление данного самоконтроля требует постоянного мысленного противопоставления рациональной личностью себя как конечного субъекта конечным предметам реальности как объектам, которое имеет форму субъект-объектных отношений.

Антиидеологическая система самоконтроля рациональной личности предполагает участие воли, наблюдения, анализа, сопоставления, проектирования, планирования, регуляции и др. Способность рациональной личности к антиидеологическому самоконтролю основана на ее способности постоянно мыслить себя субъектом в отношении себя как объекта. Мыслить любой предмет в качестве объекта — это неизбежно мыслить его только конечным. Рациональный субъект с системой самоконтроля за сохранением своей неповторимости мыслит себя обладающим причинными, пространственными, временными, количественными, качественными, биофизиологическими, социальными, психическими, интеллектуальными, когитивными, когнитивными и другими границами. Это означает, что рациональный субъект мыслит себя во всех отношениях только конечным существом, вызванным к жизни конечными причинами. Для рациональной личности мышление любого предмета только конечным означает не мыслить причину его существования бесконечной. Мыслить конечным себя — это значит мыслить себя среди других конечных предметов, соотносить себя с другими конечными предметами, выделять себя по отношению к другим конечным предметам.

Категорически императивное мышление философами якобы существования бесконечной основы мира осуществляется с помощью идеологически-философской веры как категорически императивной абсолютной убежденности в будто бы ее существовании, идея которой не мыслимая содержательно рациональным мышлением и не доказуемая практикой. Рациональному мышлению не присуща категорическая императивность, оно содержит возможность сомнения в познании предметов.

Поскольку философская личность, категорически мыслящая с помощью идеологической веры якобы существование бесконечной основы мира, мыслит себя будто бы ее проявлением, то в силу этого она вообще не в состоянии мыслить бесконечное в качестве объекта своего осмысления. Поэтому она не в состоянии применять к осмыслению основы мира как якобы бесконечной рациональный подход, предполагающий рассмотрение познаваемого предмета в качестве объекта познания, мысленно противопоставленного познающему субъекту познания, которыми могут быть только конечные предметы; не в состоянии ставить в отношении нее проблемы, выдвигать гипотезы, сомневаться, вопрошать, что это такое и существует ли оно, использовать для обоснования эмпирические факты, практику, научные методы, в том числе материальные эксперименты, мысленные эксперименты, иные научные средства. Если личность, претендующая на то, чтобы быть философской, использует для осмысления бесконечного рациональные, в том числе научные, средства, то она отступает от подлинной философии и в действительности обладает рациональным, а не идеологическим мышлением, следовательно, не является философской личностью. Философская личность осмысливает бесконечное в виде бесконечной основы мира с помощью внерациональных средств и понимает это осмысление как якобы раскрытие бесконечного, как будто бы делание ее очевидной для себя и для других, хотя в действительности она ее мысленно конструирует внерациональным способом, а ее якобы реальность не может не признавать посредством идеологически-философской веры как категорически императивной абсолютной убежденности, даже если считает, будто не опирается на веру.

Философы нередко пытаются осмысливать основу мира как якобы бесконечную с помощью рациональноподобных средств. Сторонники квазирационального познания будто бы реальной бесконечной основы мира пытаются частично использовать научные факты (напр., диалектико-материалистическая философия), логические доказательства (напр., «бытия Бога» неотомизмом), понимание (напр., принцип «понимаю, чтобы верить» П. Абеляра, считавшего необходимым якобы удостоверять веру разумным осмыслением). Сторонники будто бы внерационального познания якобы реальной бесконечной основы мира по-разному его называют — откровением, интуицией, воображением, чувством и др., хотя иногда используют термин вера в качестве синонима внерационального постижения истины, как они ее понимают. Так, многие внерациональные направления в философии обосновывают признание якобы реальности бесконечной основы будто бы ее непосредственной данностью сознанию (Ф. Якоби), результатом «откровения» (неотомизм), «интеллектуального созерцания» (Ф. Шеллинг), «интуиции» (А. Бергсон), «интимно-личного переживания» (С. Кьеркегор), «бессознательного» (Э. Гартман), «инстинкта» (Л. Клагес), «озарения» (Р. Бэкон). Но в действительности все категорически императивные признания якобы реальности бесконечного основаны на идеологической вере.

Поскольку философия начинается с признания основы мироздания бесконечной, то возникает вопрос, способна ли философская личность мыслить себя абсолютно суверенной личностью? Зависит от того, как она понимает эти основы. Во-первых, она может мыслить себя с помощью идеологической веры абсолютно суверенной, если признает себя с помощью веры якобы бесконечной основой мира, напр., богом. Но поверить в себя как в якобы бесконечную основу мира способна только личность с нарушенной идеологической предметной логикой. Во-вторых, философская личность может мыслить себя абсолютно суверенной в том случае, если признает себя с помощью идеологической веры как одну из бесконечных основ мира наряду с другой бесконечной основой, мысля себя при этом активным началом, напр., как якобы реальный бесконечный бог-творец мироздания. Но и к такой вере способна только личность с нарушенной идеологической предметной логикой. Философская личность может мыслить себя абсолютно суверенной, если признает себя с помощью идеологической веры, что якобы существует только она (см. солипсизм). При последовательном проведении философской личностью солипсизма ей не обойтись без признания себя с помощью идеологической веры будто бы бесконечной и единственной. К такой вере тоже способна только личность с нарушенной идеологической предметной логикой. Солипсист епископ Дж. Беркли непоследовательно проводил солипсизм, поскольку верил в якобы существование объективного бесконечного Бога как первоначала мира.

Философская личность может признавать себя якобы абсолютно суверенной на уровне проявления духовной свободы воли (см. экзистенциализм). Но если она верит в якобы существование объективной бесконечной основы мира, то не может не признать ограничение своей духовной свободы воли объективной бесконечной основой мира. А если она не признает такое ограничение, то фактически рассматривает себя, возможно неосознанно, как якобы одну из бесконечных основ мира, причем активную и это будет нарушением ее идеологической предметной логики. Философская личность с целью расширения своей возможности мыслить себя как можно более суверенной может сконструировать, веря, будто отражает реальность, образ якобы существующей объективной бесконечной основы мира с чертами, будто бы реально обладающими малым детерминирующим воздействием на нее или на любые предметы и якобы по этой причине мало ограничивающими возможность проявления ее духовной свободы воли. Но это может быть проявлением непоследовательности идеологической предметной логики личности ввиду наличия у нее дуалистичного рационально-идеологического мышления и ограничения идеологической предметной логики рациональной предметной логикой. Философская личность с целью расширения возможности мыслить себя суверенной может ограничить рассмотрение своего отношения с миром духовной стороной своего бытия в мире. Напр., экзистенциализм ограничивается преимущественно духовным аспектом отношения личности к миру. Это тоже может быть проявлением непоследовательности идеологической предметной логики личности ввиду наличия у нее дуалистичного рационально-идеологического мышления и ограничения рациональной предметной логикой идеологической.

Однако философская личность с монистичным идеологическим мышлением при наличии у нее веры в якобы существование объективной бесконечной основы мира не сможет сконструировать при строгом следовании идеологической предметной логике свою абсолютную духовную суверенность, а сможет сконструировать лишь ограниченную духовную суверенность. Но если философская личность все же будет мыслить в этом случае свою суверенность абсолютной, то это будет нарушением идеологической предметной логики. Даже в сфере духовного отношения философской личности к миру и даже в случае мышления такой личностью бесконечной основы мира как можно менее ее детерминирующей ей все равно не обойтись без соотнесения себя с признаваемой ею с помощью идеологической веры якобы существующей бесконечной основой мира и без признания себя будто бы ее проявлением. Однако дуалистичное рационально-идеологическое мышление, в котором рациональная и идеологическая предметные логики ограничивают друг друга, способно формировать образ якобы реальной бесконечной основы мира с признаваемым с помощью идеологической веры частично как бы ограниченным детерминистским влиянием на мир, напр., идею бесконечного бога в деизме, идею бесконечного ничто, и таким путем мыслить возможность духовной свободы воли как бы относительно большой. Но если даже бесконечное ничто мыслится как якобы объективная реальность, то это уже предполагает признание будто бы детерминации данной основой также духовных качеств личности. Без признания детерминирующего влияния признаваемой с помощью идеологической веры якобы существующей бесконечной основы мира претендующие на статус философских взгляды не будут таковыми и их следует исключить из сферы «нормальной философии» как не соответствующие ее стандартам.

Признание якобы существующей бесконечной основы мира в любом ее виде уже предполагает отказ от признания абсолютной суверенности личности. Но большинство философских учений непоследовательные в проведении идеи будто бы реальной бесконечной основы мира. Наиболее последовательно проводят идею якобы существующей бесконечной основы в виде идеи Бога неотомизм и в виде абсолютной идеи Г. Гегель. Философия Г. Гегеля настолько строго соответствует идеологической предметной логике, что эту логику можно изучать по его философии.

В философии идеологическая вера в якобы осуществимость бесконечной основы мира обладает категорически императивной силой. Это означает, что приверженцы конкретных философских учений с помощью философской веры категорически императивно убеждены в будто бы безусловной истинности положений своих философских учений. И данная философская вера категорически повелевает им видеть мир и относиться к нему так, как предписывает их философское учение. Потому духовная свобода воли любой философской личности ограничена положениями ее философского учения. В рамках конкретного философского учения могут быть различия в объяснении реальности его приверженцами при наличии единства в признании исходных положений. Эти различия философских взглядов в процессе их усиления могут оформиться в новые философские учения.

2012

7. 02. 2012

Опубликовано в книге:Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Сноска 6. Кант, И. Сочинения: в 6 т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. – М. : Мысль, 1963–1966. – Т. 3 / под ред. Т. И. Ойзермана. – 1964. – 799 с.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru;
Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон  абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость философско-идеологической веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru; ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения