ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Перейти вниз

РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО  Empty РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Сообщение автор Admin Ср Мар 13, 2013 5:00 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
(взгляд на религию с утилитарной позиции)

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Религия — это разновидность идеологии, а религиозная вера — это разновидность идеологической веры. В основе любой идеологии лежит вера, т. е. абсолютная убежденность в осуществимости безгранично, в том числе бесконечно, идеализированных предметов, в частности, бесконечной основы мироздания (бесконечных материи, бога, мировой воли и др.). Искренний приверженец конкретной религии не обладает свободой воли относительно ее идей. Любая идеологическая, в том числе религиозная, вера обладает категорически императивной силой по отношению к ее адепту — к его чувствам, мыслям, поступкам. В частности подлинный приверженец конкретной религии понимает мир и действует в нем так и только так, как предписывает ему его религия, в абсолютную истинность идей которой он верит. Категорически императивный характер всякой идеологической веры обусловлен особенностями идеологического (внерационального, экстрарационального) мышления, которым обладают носители идеологической веры в абсолютную истинность идей своей идеологии. Поэтому если сознанием ученого овладевает религиозная или иная идеологическая вера, а такое возможно в сознании ученого с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, то идеи идеологии приобретают для него статус абсолютной истины. И если такой ученый не обладает эффективными средствами строгого разграничения в своем сознании рационально-научного и идеологического, в том числе религиозного, понимания мира, то он не может не поступиться научным пониманием мира и научными идеями в пользу идеологии, поскольку рациональное мышление и основанные на нем наука и в целом рациональные знания и познание не обладают и не способны обладать для рациональной личности категорически императивной силой.

Одни люди обладают врожденно обусловленной предрасположенностью к рациональному мышлению, мыслящему осуществимыми только неидеализированные конечные предметы и не способному мыслить содержательно идею бесконечного, другие (ок. 7–12%) — к идеологическому мышлению, мыслящему якобы существующим бесконечное и его будто бы проявление в конечном, третьи — к смешанному дуалистичному рационально-идеологическому мышлению. Однако нет врожденно обусловленной предрасположенности к конкретной идеологической вере в абсолютную истинность идеи о якобы существовании конкретной бесконечной основы мира. Много людей, считающих себя адептами конкретной религиозной веры, не имели и не имеют возможности свободного выбора конкретной религии в качестве своего мировоззрения, поскольку для такого выбора необходимо обстоятельное знание всех религий, а также всех нерелигиозных идеологических мировоззрений, а они не обладают таким знанием. Поэтому некоторые люди, считающие себя адептами конкретных религий, могут не быть подлинными их приверженцами. Существует возможность того, что часть адептов конкретных религий, получив знание о других религиях и нерелигиозных идеологиях, отрекутся от своей религии в пользу другой религии или нерелигиозной идеологии.

Потому расположенные к идеологической вере люди, выбирающие для себя религиозное мировоззрение, объективно нуждаются в как можно более обстоятельном знании религий и в целом идеологий. Очень необходимо такое знание ученым с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, которые выбирают для себя религиозное мировоззрение. Чтобы сохранить свои качества рационально мыслящего ученого, им нужно уметь ограничивать влияние принятых ими в качестве своего мировоззрения конкретных религиозных идей на их мышление, на их отношение к своим научным взглядам, к науке и научным знаниям в целом, к научным методам и принципам познания, к научной этике. В обстоятельном научном знании религии и в целом идеологии также объективно нуждаются люди с исключительно рациональным мышлением, вообще не предрасположенные к вере в истинность религиозных, философских и иных идеологических идей о будто бы существовании бесконечной основы мироздания и о ее якобы проявлении в конкретных конечных предметах реальности.

* * *

Для общей оценки возможностей религии в обеспечении жизнеспособности человеческих сообществ, в том числе наций, государств, всего человечества, нет нужды в осмотре всех нюансов религии. Такой осмотр может даже помешать корректной оценке. Однако для общей оценки необходимо знать сущность, природу идейного материала, из которого построены и строятся религиозные вероучения. Без специалистов по мышлению, использующих профессиональные знания, не обойтись в осмыслении этой природы. Исходя из знания природы идейного материала религиозных учений можно четко уяснить, полезна или вредна религия в управлении человеческими сообществами, включая нации, государства, человечество, для их жизнеспособности.

Основное положение всякой религии — это идея о якобы существовании направленной на каждого человека бесконечной целевой основы мира. Это не только идея о будто бы существовании всемогущего бога (богов) как творца (творцов) мира, но и идея о якобы существовании небожественной, но тоже бесконечной целевой основы мира. Поскольку первоначало в этой идее идеологическим мышлением мыслится бесконечным, то идеологическое мышление не в состоянии ни при каких обстоятельствах проверить их на предмет истинности, ведь их невозможно ни с чем сопоставить, а рациональное мышление не способно содержательно мыслить идею бесконечного. Религиозный верующий не в состоянии мыслить даже себя отдельно от мысли о такой будто бы бесконечной основе мироздания (первопричине, первоначале, первосущности и т. п.), поскольку мыслит себя якобы проявлением этой мыслимой им будто бы существующей бесконечной целевой первопричины.

Рациональное мышление, мыслящее осуществимыми только конечные неидеализированные предметы, признает идеи о конечных предметах истинными только в случае их практического доказательства. Но обладающие идеологическим мышлением адепты религий категорически императивно признают идеи о якобы существовании бесконечной основы мира абсолютно истинными посредством идеологической веры, противоположной относительной уверенности рационального мышления.

Если бы религиозная вера сводилась только к вере в существование бесконечной основы мироздания, то ничего опасного для жизнеспособности человеческих сообществ от нее не было бы. Один верит в волю бога, другой — в карму, третий — в дао… Но от религиозной веры беда для человеческих сообществ в следующем. Религия на основе веры в якобы существование бесконечной целевой основы мира объясняет мир не только для своих адептов, но для всех, подменяя науку, и стремится быть руководством в управлении человеческими сообществами, в частности, нациями, государствами, человечеством. А это уже очень опасно для них. Подлинный сторонник конкретной религии понимает мир и действует в нем так и только так, как предписывает ему его религия, в безусловную истинность идей которой он верит. Если такие люди не имеют властного влияния на нацию, государство, человечество, то терпимость к их вере со стороны рационалистов и государственной власти не опасна для этих сообществ и соответствует принципу свободы слова и мысли. Но если такие люди обладают властным влиянием на нацию, государство, человечество, то они очень опасны для них, поскольку не только имеют возможность навязывать религиозное объяснение человеческим сообществам и тем самым ставить препоны объективному научному познанию, а также навязывать обоснованные религией моральные нормы и ценности, не соответствующие научной организации человеческих сообществ, но и во что бы то ни стало стремятся это сделать в силу категорических побуждений своей веры и этим способны создавать угрозу существованию наций, государств, человечества.

Клерикализация государства, слияние церкви с государством, установление официальной или полуофициальной религии ведут к косвенному и даже к прямому обретению адептами религии государственной власти, влияния на государственную власть. В наше время всякое ущемление науки сдвигает страну на обочину общечеловеческого прогресса и ослабляет ее жизнеспособность. Еще хуже, если люди, обладающие большой политической властью, руководствуются религиозными идеями при выработке государственных решений, при определении целей общественного развития, при разработке устройства общества и государства, при формулировании стратегии развития человечества. Если государство большое, к тому же обладающее оружием массового поражения, то такая власть опасна для всего человечества.

Но и для распространения морали в человеческих сообществах религия вредна. Ведь она обосновывает моральные нормы, регулирующие повседневную жизнь, профессиональные отношения непроверяемой и не мыслимой рационалистами содержательно идеей о якобы существовании направленной на каждого человека бесконечной целевой основы мира. Как может рациональный человек проверить оправданность моральных норм, исповедуемых религиями, если он не в состоянии содержательно мыслить идею о бесконечной основе мира, которой эти нормы обосновываются в религии? Рациональные обоснования морали понятны людям с рациональным мышлением, религиозные обоснования морали требуют идеологической веры в якобы существование целевой бесконечной основы мира. Проблемы с переинтерпретацией религиозных моральных норм в разных религиях, с рациональной переинтерпретацией религиозных моральных норм и религиозной переинтерпретацией рациональных моральных норм во многом способствовали и способствуют тому, что во все времена в обществе возникали огромные нравственные конфликты на религиозной основе, которые способны сотрясать и нередко сотрясают все общество, порождая огромные беды.

Мораль формировалась и формируется разными путями. Какие-то нормы складывались и складываются стихийно, иные формулируют и предлагают для общества творцы религий, философы, ученые, писатели. Напр., сейчас нормы экологической этики, этики ученого, этики государственного управления, деловой этики наиболее эффективно формулируют ученые. Нелепо представить, что этику ученого формулируют теологи. Опасно полагаться на обоснование моральных норм ссылками на якобы существование бесконечной целевой основы мира (напр., бога) и опасно отдавать мораль на откуп религии. Однако, хотя мораль является важным фактором жизни общества, но она не главный ее фактор.

Вредность религии для жизнеспособности человеческих сообществ, в том числе наций, государств, всего человечества, состоит также в том, что имеется высокая вероятность ненадежности и непредсказуемости выполнения важной для сообществ деятельности приверженцами религий, если в своих действиях они руководствуются своей верой. Подлинность религиозной веры многих людей, считающих себя адептами конкретных религий, сомнительна, даже если они ведут себя подобно искренним приверженцам. Хотя люди с идеологическим мышлением предрасположены к идеологической вере, однако невозможна предрасположенность людей к вере в якобы истинность идеи о существовании конкретной бесконечной основы мира (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.), и потому расположенным к идеологической вере людям приходится самим выбирать или создавать, если есть способность, идеологию, и в частности, религию в качестве своего мировоззрения. Многие люди, обладающие предрасположенностью к идеологической вере, не имея возможности свободного выбора конкретной религии в качестве своего мировоззрения из-за незнания всех религий и нерелигиозных мировоззрений, могут не быть подлинными приверженцами конкретной религии, даже если они полагают, будто являются ими. В силу этого есть вероятность того, что часть этих людей, получив знание о других религиях и нерелигиозных идеологиях, отрекутся от своей религиозной веры в пользу другой религии или нерелигиозной идеологии и что такой их переход в иную веру негативно скажется на продолжении осуществления ими важной для нации, государства, всего человечества деятельности. Даже по этой причине опасно доверять адептам религий решение задач, от которых существенно зависят человеческие сообщества.

И последнее — для тех, кто имеет детей. Представьте себе, что случилась острейшая критическая ситуация в обществе, и нужны долговременные масштабные усилия для ее преодоления. В каждый данный момент времени нет полноты научных знаний о путях выхода из критической ситуации. Кому вы предпочли бы доверить спасение своих детей в данной критической ситуации — людям, руководствующимся доказательными рационально-научными знаниями, которые всегда неполные и которые люди всегда способны уточнять и пополнять, или людям, руководствующимся религиозными вероучениями, пусть даже все они руководствуются одним вероучением и пусть даже каким-либо мировым? Вам нужно выбрать либо тех, либо других. Такую конструирую ситуацию. Берегите детей от церкви. Кстати, в реальных критических ситуациях, требующих жесткого единого регулятивного начала, при выработке ответственных решений о конкретных путях и средствах спасения на основе эффективных идей наука и религия как источники идей не смогут совместиться, если будет сохраняться озабоченность эффективностью спасения. Только наука и социальная инженерия способны быть эффективной идейной основой управления обществом.

2009

13. 01. 2009

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08.


Прежние адреса текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru; "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения