ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРЫ

Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРЫ  Empty ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРЫ

Сообщение автор Admin Сб 28 Ноя 2015 - 18:36

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРЫ

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа -- это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Существуют два противоположных типа мышления, различающиеся чертами содержательной (предметной) логики, — это рациональное мышление и идеологическое мышление. Существует также дуалистичное рационально-идеологическое мышление, в котором присутствуют в разных комбинациях элементы предметной (содержательной) логики рационального и идеологического мышления, но я рассматриваю его не как отдельный тип мышления, а как смешанное мышление, не имеющее особой предметной логики. Рациональное мышление обладает рациональной предметной логикой, идеологическое мышление обладает идеологической предметной логикой, а дуалистичное рационально-идеологическое мышление обладает элементами противоположных рациональной и идеологической предметных логик. Рациональная и идеологическая содержательные (предметные) логики являются противоположными типами предметной (содержательной) логики. Рациональное мышление и идеологическое мышление оперируют мысленными предметами, которые выполняют функции отражения и конструирования реальности и в этом плане являются образами реальности и функцию представления познаваемой и конструируемой реальности в мышлении, замещая ее в нем. Мышление оперирует мысленными предметами (напр., человек, планета, космос) так, как если бы оно оперировало реальными мыслимыми предметами. Однако нормальное мышление не отождествляет мысленные предметы с мыслимыми с помощью их реальными предметами. Мысленные предметы, которыми оперирует мышление, я называю эйдосами, выполняющими функции отражения и конструирования реальности и функцию замещения реальности в мышлении. Эйдосы в функции замещения реальности я называю субститутами, т. е. адекватными или неадекватными, но мыслимыми в качестве адекватных представителями в мышлении познаваемой и конструируемой им реальности. Без представительской функции мысленных предметов человек не смог бы мыслить реальность, в функции субститутов мысленные предметы опосредуют и связывают мышление человека с мыслимой им реальностью. Мысленные предметы составляют содержание понятий, идей, концепций, посредством которых люди осмысливают и конструируют реальность. Мысленные предметы имеют идеальную природу, противоположную материальному, т. е. доступному органам чувств.

Рациональная уверенность

Существенной особенностью рационального мышления является признание им возможности осуществимости в реальности только неидеализированных конечных предметов и оперирование им только конечными мысленными предметами (эйдосами) как заменителями (субститутами) реальности в мышлении, т. е. предметами, отражающими пространственные границы, если это материальные предметы, границы во времени, количественные, качественные и др. Рациональное мышление не способно содержательно мыслить используемый идеологическим мышлением в философии, религии и в других идеологиях мысленный бесконечный предмет (напр., бесконечную основу мира), который оно считает разновидностью безгранично идеализированных идеологическим мышлением предметов, и потому оно не оперирует идеей бесконечности. Рациональное мышление оперирует неопределенно конечным мысленным предметом, который, напр., применяется в математике (бесконечное множество и др.), в научном мировоззрении при описании границ мироздания (неопределенно конечный мир). Рациональное мышление способно создавать формально-логически безотносительное к реальности понятие бесконечного как противоположность понятия конечного, конечного как такового, т. е. понятия нечто, имеющего предел. Но это в рациональном мышлении понятие, не имеющее в себе мысленный бесконечный предмет ни как якобы отражение реальности, ни как будто бы субститут реальности в мышлении.

Рациональное мышление создает неидеализированные мысленные конечные предметы и создает с различной целью идеализированные мысленные конечные предметы, среди которых есть безгранично идеализированные мысленные предметы (напр., прямая линия в математике), которые рациональное мышление считает неосуществимыми ни при каких условиях, и ограниченно идеализированные мысленные предметы, основанные на мысленном преувеличении в положительную, отрицательную или в ту и другую стороны каких-то качеств конкретных вещей или людей, поскольку они в них неосуществимые, но которые не являются идеализациями в иных вещах и людях, поскольку они в них осуществимые. Используемая в науке и в основанной на науке инженерии рациональная безграничная идеализация может быть ценностно нейтральной (напр., абсолютно твердое тело в физике, машина Карно в инженерии), а может быть ценностной в положительную, отрицательную, а также в ту и другую стороны при идеализации ценностей (напр., абсолютная красота).

Признание рациональным мышлением неосуществимости безгранично идеализированных мысленных конечных предметов, которые оно способно создавать и которые оно создает, в том числе создает в науке и инженерии в качестве методологических инструментов познания и конструирования (напр., точку, абсолютно черное тело, идеальный газ, машину Тьюринга, общество полного социального равенства), является существенной особенностью рационального мышления. Рациональные ограниченно идеализированные и безгранично идеализированные конечные мысленные предметы являются субститутами реальности наряду с рациональными неидеализированными конечными мысленными предметами, но, в отличие от неидеализированных мысленных предметов, эти субституты в силу своей идеализированности не способны иметь точного соответствия реальности. Рациональное мышление признает неосуществимыми не только рациональные безгранично идеализированные предметы, которые являются только конечными, но и создаваемые идеологическим мышлением идеологические конечные безгранично идеализированные предметы (напр., коммунизм как полностью совершенное общество), которые идеологическим мышлением мыслятся якобы проявлением бесконечной основы мира, однако относительно идей бесконечных предметов (напр., бесконечности пространства как атрибута бесконечной материи) рациональное мышление ничего не способно сказать, а способно, говоря фигурально, только молчать, поскольку не способно содержательно мыслить идею бесконечности.

Рациональная логика основана на применении предметных логических форм к мысленным конечным предметам как субститутам (заменителям) в мышлении мыслимой реальности и на принципе относительности. Предметные логические формы мысленных конечных предметов являются исключительно логическими предметами, присущими только мышлению. Их функцию выполняют образы наиболее общих мысленных форм предметности (предметных форм), т. е. общее для всех мысленных конечных предметов содержание, в частности в виде мыслей о существовании конечных предметов в конечном времени, о конечных количественной и качественной определенности конечных предметов реальности, об обладании конечными предметами признаками конечных следствия и причины, формы и содержания и др. Мысли о конечных временных, причинных, следственных и других общих для всех мыслимых конечных предметов реальности чертах, т. е. мысленные образы этих черт в виде содержания отражающих конечное категорий мышления являются предметными логическими формами рационального мышления. Главной первичной предметной логической формой рационального мышления является образ конечного предмета, основанный на присущем рациональному мышлению принципе относительности конечных предметов.

Действующий в рациональном мышлении принцип относительности рационального мышления проявляется в двух аспектах: в аспекте мышления осмысливаемых предметов реальности (объективная относительность мышления) и в аспекте логики построения мысленных предметов, в которых отражается реальность и которые являются субститутами реальности в мышлении (субъективная относительность мышления). Особенность объективной относительности рационального мышления состоит в том, что рациональное мышление мыслит все предметы осмысливаемой им реальности конечными и находящимися во взаимной связи, однако не рассматривает ни один предмет реальности в качестве абсолютной причины по отношению к остальным предметам и в качестве абсолютного обладателя возможностей существования всех реальных конечных предметов, поскольку мышление якобы существования абсолютного предмета предполагает мышление его бесконечным, а рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить идею бесконечного.

Особенность субъективной относительности рационального мышления состоит в рассмотрении его мысленных конечных предметов как субститутов не абсолютными относительно друг друга, а относительными по тем характеристикам, которые мыслятся в них в виде их взаимосвязи и обособленности, внутренней расчлененности и связанности в целое. Это означает, что ни один из мысленных конечных предметов рационального мышления не мыслится абсолютной логической причиной, абсолютным логическим следствием, абсолютно логически тождественным другим мысленным конечным предметам и абсолютно логически индивидуальным, абсолютно логически независимым, обладающим абсолютным логическим влиянием и абсолютной логической зависимостью, абсолютной логической отграниченностью от других мысленных конечных предметов и абсолютной логической слитностью с другими мысленными конечными предметами.

Рациональное мышление содержит в качестве своего существенного свойства возможность уверенности в истинности его взглядов на мир, но истинность рациональных взглядов в конечном счете доказывается посредством практики. Однако никакое рациональное доказательство не способно сформировать абсолютную уверенность рационального мышления в истинности доказываемых рациональных взглядов на мир уже хотя бы в силу того, что первичным средством познания человеком материального мира являются его органы чувств, а его мышление как идеальное не в состоянии непосредственно соприкасаться с материальным миром, оно с ним взаимодействует через органы чувств, которые не способны быть абсолютно надежным посредником между мышлением и осмысливаемой материальной реальностью, а значит, между мышлением и используемой для доказательства истинности практикой как материальной предметно-чувственной деятельностью, поскольку органы чувств как средства познания несовершенные и способны ошибаться. Непосредственное наблюдение рациональным мышлением находящихся в психике обладающего им человека идеальных (нематериальных) мысленных предметов тоже не является основанием для его абсолютной уверенности в их истинности, поскольку их истинность тоже возможно доказать лишь посредством практики, а значит, с использованием органов чувств. Потому даже самая сильная рациональная уверенность всегда содержит возможность сомнения в истинности взглядов рационального мышления на мир, а зачастую даже содержит сомнение. Никакой рациональный взгляд на мир не обладает категоричностью.

Сомнение не препятствует познанию, конструированию и практическому применению рациональных, в том числе научных, знаний, однако оно обусловливает возможность критического отношения рационального мышления к своим и чужим рациональным взглядам на мир, их уточнения, развития и опровержения, если выявится их несовершенство. Рациональное мышление всегда содержит в основе своих рациональных знаний также элемент непреодолимой когнитивной неопределенности в познании основы мироздания, т. е. хотя оно не способно мыслить основу мира бесконечной, однако оно не в состоянии также мыслить основу мира определенной, поскольку рациональное мышление способно мыслить всякий конечный предмет только относительно других конечных предметов, а мышление мира определенно конечным требует мышления других конечных миров, что неизбежно вносит в познание основы мироздания непреодолимую абсолютную неопределенность, наличие которой я называю законом абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления.

Рациональное мышление доказывает свои взгляды на мир с точки зрения истинности без обращения к идеологической идее якобы существования бесконечной причины для объяснения конечных следствий, поскольку оно не в состоянии содержательно мыслить идею бесконечности, а посредством выявления конечных причин конечных следствий как с помощью теории, так и в конечном счете с помощью конечной практики. Эффективность рационального доказательства проверяется путем его воспроизведения многими людьми и посредством продуктивного действия людей в соответствии с доказанными в качестве истинных знаниями. Доказанные в качестве истинных рациональные знания признаются истинными многими людьми с рациональным мышлением как посредством личной проверки, если есть такая возможность, так и посредством доверия к их проверке другими людьми с рациональным мышлением, в частности, учеными. Так, в учебных заведениях обучающиеся получают научные знания, добытые учеными. Они обретают уверенность в правильности этих знаний, но данная уверенность не исключает возможность их сомнения в них и даже само сомнение, однако это такое сомнение, которое не мешает использовать доказанные в качестве истинных знания и в то же время побуждает к критическому отношению к ним и к их переосмыслению и развитию, если есть для этого необходимые способности и профессиональная квалификация. Правильная рациональная доказанность рациональных взглядов на мир с помощью конечных причин обладает для людей с рациональным мышлением статусом общезначимой истины. Основанная на правильном доказательстве уверенность рациональной личности в истинности знаний также общезначимая. В этих рассуждениях нетривиальными являются мысли о том, что рациональное мышление, в том числе научное и инженерное мышление, использует для обоснования только идею конечных причин, а идеологическое мышление, в том числе религиозное и философское мышление, использует для обоснования как идею конечной причины, так и идею бесконечной причины, категорически императивно рассматривая бесконечную причину в качестве первопричины («последней причины») всякого конечного. Возможность сомнения в содержании уверенности рационального мышления относительно адекватности его мыслей о конкретных предметах реальности не нейтрализует некатегорическая естественная безусловная императивность первичных предметных форм рационального мышления (мыслей о существовании только конечного предмета, о существования объективного мира, о существовании субъективного мира, мысли рациональной личности о своем существовании и др.).

Идеологическая вера

Существенной особенностью идеологического мышления относительно рационального мышления является категорически императивное признание им посредством идеологической веры существующими вне мысли о них бесконечного предмета, а также конечных предметов в качестве якобы следствий не только конечных предметов как их будто бы вторичных причин, но и бесконечного предмета как их будто бы абсолютной причины. Идеологическая вера является существенным свойством идеологического мышления, его атрибутом. Все мысленные предметы идеологического мышления являются безгранично, в том числе бесконечно, идеализированными уже хотя бы в силу того, что они рассматриваются как якобы проявление будто бы существующей бесконечной основы мироздания. Идеологическое мышление основано на оперировании безгранично, в том числе бесконечно, идеализированными предметами как якобы адекватными образами реальности, не признаваемыми им идеализациями. В идеологическом мышлении действует принцип абсолютности идеологического мышления. Это означает, что оно категорически императивно признает будто бы существование в реальности бесконечного абсолюта в виде бесконечной основы мира (бесконечных материи, бога и др.), по отношению к которому мыслимые им существующими конечные предметы рассматриваются им как якобы детерминированные бесконечным абсолютом как первопричиной, т. е. бесконечный абсолют рассматривается идеологическим мышлением как реальный предмет, будто бы являющийся абсолютной причиной конечных предметов. Это означает, что каким бы образом одни конечные предметы ни порождали другие конечные предметы, причиной всех причин (первопричиной, «последней причиной», всеобщей причиной) идеологическое мышление рассматривает якобы существующий бесконечный абсолют. Поскольку идеологическое мышление рассматривает конечные предметы реальности как в конечном счете проявление бесконечного абсолюта, то любой из них идеологическое мышление мыслит как несущий в себе черты бесконечности, т. е. мыслит не полностью конечным предметом, и потому оно мыслит конечные предметы как в некотором роде конечно-бесконечные. Идеологическое мышление мыслит конечные предметы конечными лишь относительно друг друга, но не рассматривает отношения конечных предметов как самодостаточные, а считает их производными от якобы реального бесконечного абсолюта.

В идеологическом мышлении существует предметно-логическая абсолютная каузальная иерархическая подчиненность конечных мысленных предметов (эйдосов) мысленному предмету в виде образа бесконечного абсолюта как якобы причины конечных предметов, т. е. мысленному абсолютному бесконечному предмету, и эта предметно-логическая каузальная подчиненность категорически императивно мыслится идеологическим мышлением якобы адекватно отражающей реальность. Основным компонентом идеологической предметной логики является мысленный образ бесконечного абсолюта в виде такого конкретизированного мысленного бесконечного предмета, как бесконечная основа мира с минимальным содержанием, отчасти похожим на содержание образа бесконечной вещи в себе И. Канта. В образе бесконечной вещи в себе Канта, мыслимой им как якобы бесконечная основа мира, описан минимум ее характеристик и потому этот образ мысленного абсолютного бесконечного предмета, во-первых, фактически частично представляет собой универсальную предметно-логическую модель для построения любых конкретных мысленных предметов в виде бесконечной основы мира, хотя И. Кант прямо не рассматривал ее в таком качестве; а во-вторых, фактически частично является предметной логической формой идеологического мышления, которую Кант, похоже, интуитивно уловил в своем мышлении, имевшем, полагаю, черты дуалистичного рационально-идеологического мышления, но не осознавал этот логический абсолют в качестве предметной логической формы мышления, причем мышления особого типа, а именно идеологического, противоположного основанному на признании существования только конченых предметов рациональному мышлению как особому типу мышления, а потому не рассматривал вещь в себе как предметную логическую форму идеологического мышления, а рассматривал ее лишь как якобы отражение объективной реальности.

Г. Гегель, обладавший монистичным идеологическим мышлением, использовал логический бесконечный абсолют как предметную логическую форму, но не рассматривал ее в качестве компонента специфического именно идеологического типа мышления, которое присуще лишь некоторым людям и которое он не замечал. Однако он видел значительную специфику мышления, основанного на логическом бесконечном абсолюте, которую усматривал в первую очередь в его способности мыслить бесконечное и которую приписывал разуму, при этом некорректно противопоставляя его рассудку как высшее низшему, считая их присущими в разной степени развитости всем людям. Гегель мыслил данную предметную логическую форму не только как компонент мышления человека, но и в виде якобы объективно существующей предметной логической формы, будто бы проявляющей себя в материи, в обществе, в государстве и в человеческом духе. Гегель наполнил будто бы объективно существующую бесконечную абсолютную предметную логическую форму в виде бесконечной абсолютной идеи значительным содержанием, в силу чего его бесконечная абсолютная идея содержательно стала намного богаче идеи бесконечной вещи в себе Канта и получилась одной из разновидностей философских идей о якобы существующей бесконечной основе мироздания, хотя Гегель претендовал на ее универсальность в отношении всех идей о бесконечной основе мироздания и на признание ложными всех остальных идей о будто бы существовании бесконечной основы мира.

Образ логического бесконечного абсолюта как мысленной абсолютной бесконечной формы предметности идеологического мышления, используемый в нем в функции его предметной логической формы, имеет минимум содержания. Но данный минимум является тем содержанием, которое присуще любой идее о якобы существующей бесконечной основе мира. Предметный логический образ бесконечного абсолюта противоположный предметному логическому образу конечного предмета как относительного и обусловленного другим. Логический бесконечный абсолют — это универсальная предметная логическая модель всех созданных и будущих идей о якобы существующей бесконечной основе мира, т. е. всех созданных и будущих мысленных предметов в виде якобы реальной бесконечной основы мира.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт 16 Сен 2021 - 11:11), всего редактировалось 40 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРЫ  Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Сб 28 Ноя 2015 - 18:38

Для идеологического мышления его идеологические идеи являются абсолютно истинными. Понятия, идеи, концепции не только в рациональном, но и в идеологическом мышлении имеют своим содержанием мысленные предметы. Однако невозможно сомнение идеологического мышления в якобы истинности признанных им идеологических идей, поскольку у него нет логических возможностей для такого сомнения. Оно признает идеи либо абсолютно истинными, либо абсолютно ложными, но оно не оперирует предположениями и вероятностными оценками реальности. Идеологическое мышление категорически императивно посредством идеологической веры мыслит создаваемые им безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные мысленные предметы, являющиеся содержанием его идей, не идеализациями реальности, а якобы абсолютно истинным ее отражением, причем создаваемые им безгранично идеализированные конечные мысленные предметы оно мыслит безусловно истинными с помощью идеологической веры в то, что они будто бы отражают реальные конечные предметы как якобы проявления бесконечной основы мира. Вера идеологического мышления в то, что конечные предметы якобы представляют собой проявления бесконечного абсолюта, придает образам этих предметов безусловно истинный с точки зрения данного мышления характер. Идеологическая вера исключает сомнение и возможность сомнения.

Необходимо специальное исследование, каким образом разные носители идеологического мышления признают в качестве абсолютно истинных разные идеологические взгляды на мир и каким образом иные из идеологических личностей меняют свои идеологические взгляды, поскольку они не способны испытывать сомнение. Ведь смена одного идеологического взгляда другим происходит скачком и сразу целиком, а не частично в смысле сохранения на момент перехода от одного идеологического взгляда к другому приверженности одновременно двум несовместимым идеологическим взглядам. Если комбинируют несколько разных идей в одну идеологическую концепцию (напр., эклектичная философия Виктора Кузена), то получается новая идеологическая система, а не промежуточная переходная идеология. Каждое философское учение частично содержит в большей или меньшей степени переработанные авторами и объединенные в новую концепцию идеи из других философских учений, но в конкретном философском учении могут содержаться не переработанные не совместимые с ним идейные компоненты из других учений. Похожее присуще и нефилософским идеологиям (религии, теософии и др.).

В идеологическом мышлении действует закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления. С этим законом несовместимы не только сомнения, но и неопределенность, предположение, вероятностное суждение, эмпирическое доказательство. Невозможно идеологическое мышление без идеологической веры, обеспечивающей и координирующей связь понятий, идей этого мышления и составляющих их содержание мысленных предметов друг с другом и с осмысливаемым этим мышлением миром в виде категорически императивного признания якобы полного соответствия содержания идеологического мышления мыслимому миру. Идеологическая вера — это не поддающаяся доказательству, опровержению и созданию сомнения с помощью основанной на выявлении конечных причин практики абсолютная категорически императивная, т. е. категорически повелительная, убежденность обладающей идеологическим мышлением личности в якобы истинности мыслей данного мышления о мире, а значит, в якобы истинности его мыслей о будто бы существовании бесконечной основы мира и о ее якобы проявлении в конечных предметах, в том числе в обладающей идеологической верой личности.

Категорическая императивность идеологической веры абсолютно побуждает личность считать свой идеологический взгляд безусловно и единственно истинным, смотреть на мир и действовать в нем сообразно своему идеологическому взгляду на мир, признанному ею абсолютно истинным. Для любого приверженца определенной идеологии его идеология является категорическим императивом, который обладает силой побуждения, сопоставимой с силой побуждения сохранившихся у людей врожденных инстинктов. Идеологическая вера в качестве побудителя мышления и поведения людей является своеобразным подобием некоторых регулятивных инстинктов, которые были присущи предкам человека.

Идея о якобы существовании бесконечной основы мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах открыто или скрыто лежит в основе всякой идеологии. Говоря сжато, всякая идеология — это идеология о якобы существовании и проявлении в конечных предметах бесконечной основы мироздания. В основе идеологии лежат безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные мысленные предметы, которые идеологическое мышление мыслит осуществимыми, а рациональное мышление либо мыслит их неосуществимыми (безгранично идеализированные конечные предметы, напр., абсолютно совершенное общество), либо не способно мыслить содержательно (бесконечная основа мира и ее атрибуты). К идеологии относятся философия, религия, первобытные нерелигиозные мифы, теософия, концепции оккультизма, которые опираются на идеи о якобы реальной бесконечной основе мира. Нет идеологической веры как таковой, идеологическая вера всякой идеологической личности конкретная, она основана на конкретном идеологическом взгляде на мироздание и представляет собой отношение идеологической личности к своему идеологическому взгляду как к якобы абсолютно истинному.

Идеологическая вера имеет когитивную (логическую) и чувственную стороны. Когитивная сторона идеологической веры идеологической личности состоит в отсутствии у нее сомнения в истинности содержания признаваемой ею идеологии, в рассмотрении мира только таким, каким он изображен в признанной личностью идеологии. Чувственная сторона идеологической веры является страстным бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием личностью якобы существующей бесконечной основы мира и ее будто бы проявления в конечных предметах, в том числе в переживающей личности, а также бытия переживающей личности в этом якобы бесконечном мире. Идеологическое чувство в виде бесконечного экзистенциального ценностного переживания является необходимой предпосылкой идеологического мышления. Страстное переживание идеологической личностью бесконечного как якобы реальности может быть только осмысленным, сознательным.

Конкретная идеологическая вера в якобы абсолютную истинность конкретной идеологии, а значит, в будто бы существование такой реальности, какой ее изображает конкретная идеология, — это также черта самосознания обладающей идеологическим мышлением личности, воспринимаемая идеологической личностью как ее атрибут, как неотъемлемая часть ее сущности, которая в силу ее реального влияния на личность действительно является ее атрибутом. С помощью идеологической веры идеологическая личность определяет и координирует свое бытие по отношению к мыслимому и переживаемому ею в виде якобы бесконечного мирозданию, обеспечивает осмысленную жизненную связь себя с ним, встраивает себя в мыслимое и переживаемое ею мироздание. Человек с идеологическим мышлением, с идеологическим взглядом на мир, с идеологическим переживанием мира и с идеологической верой не просто живет, а осуществляет сознательно свою жизнь в той мере, в какой это ему удается, посредством осмысления своих места и роли в мыслимом и переживаемом им якобы бесконечным мироздании. Потому идеологическая вера для идеологической личности является регулятором ее бытия в мире, а значит, жизненно необходимой для нее ее существенной частью, ее неотъемлемым качеством. Обладающая идеологической верой личность способна пожертвовать своей жизнью ради своей идеологии (философской, религиозной и др.), в абсолютную истинность которой она верит.

Идеологическая вера недоказательная, поскольку это абсолютная убежденность в якобы существовании бесконечной основы мира и в ее будто бы проявлении в конечных предметах окружающего человека бытия и в человеке. Идеологическое мышление не имеет средств доказательства им с помощью идей конечных предметов и причин якобы существования бесконечного. Недоказательная идеологическая вера, лежащая в основе религиозного, философского и других идеологических взглядов на мир, в силу ее сущности является и не может не быть исключительно личным делом каждого обладателя идеологической веры.

Идеологическая вера исключительно индивидуальная потому, что обладающая идеологическим мышлением личность не в состоянии ее приобрести, опираясь на доказательства с помощью идей конечных предметов и причин, следовательно, с помощью практики. Идеологическая личность не может приобрести веру также посредством интеллектуального усвоения веры других людей или путем следования вере авторитетного в ее идеологии человека, или путем подражания вере других людей в процессе усвоения ею конкретной идеологии, которой придерживаются также другие люди. Когда идеологическая личность усваивает содержание созданной другими людьми конкретной идеологии, то вместе с усвоением содержания конкретной идеологии она усваивает абсолютную убежденность в ее истинности без посредников, а находясь наедине с усваиваемой идеологией. В самом содержании конкретной идеологии содержится возможность абсолютной убежденности в ее истинности тех, кто усваивает ее в качестве своей идеологии, поскольку данное содержание имеет логическую форму категорического императива для ее приверженцев, а мышление идеологической личности, усваивающей конкретную идеологию, содержит расположенность к идеологической вере в виде наличия у нее категорически императивной логики. Для того, чтобы содержание конкретной идеологии стало категорическим императивном для усвоивших ее людей с идеологическим мышлением, у них должна сложиться идеологическая вера в ее якобы истинность.

Идеологическая личность может также сама творчески создать новую идеологию, однако при этом она не может не опираться на до нее созданные идеологические идеи. И в этом случае ее идеологическая вера в якобы абсолютную истинность ее идеологии проистекает как из идеологических идей, которые были ею в переработанном виде использованы при создании своей оригинальной идеологии, так и из ее собственных оригинальных идей. Впрочем, в признанную личностью абсолютно истинной созданную другими людьми конкретную идеологию она неизбежно привносит не меняющие сущность признанной ею абсолютно истинной идеологии элементы сугубо индивидуального идеологического отношения к миру, которые личность может не высказывать, но тоже считает абсолютно истинными. Однако необходимо более глубокое исследование, как при создании идеологической личностью своей идеологии или элементов сугубо индивидуального идеологического отношения к миру в признанной ею абсолютно истинной созданной другими конкретной идеологии происходит обретение ею веры в якобы абсолютную истинность созданных ею идеологических идей.
Личность с идеологическими мышлением и чувствами обретает идеологическую веру самостоятельно, однако во многом неясные логический и чувственный механизмы образования личной идеологической веры.

Однако приверженцы идеологической веры, особенно религиозной, остро нуждаются друг в друге и в коллективных поддержке и демонстрации своей идеологической веры. Коллективное осуществление идеологических действий, в том числе координация отдельной личностью содержания своей идеологической веры с содержанием идеологической веры своих единомышленников, является одним из средств самоидентификации личностью себя в качестве обладателя веры, поскольку позволяет ей увидеть в других, т. е. в их внешних действиях, в их проявленных вовне мыслях, переживаниях, как в зеркале, себя как обладателя веры. Чем больше совпадает видимое проявление веры единомышленников по идеологической вере, тем полноценнее их самоидентификация. Однако невозможно полное тождество ни содержания идеологических взглядов, ни содержания идеологической веры, ни процессов осуществления идеологической веры даже у единомышленников.
Противники конкретных идеологических учений и даже всякой идеологии могут ослабить сплочение приверженцев конкретной идеологии путем создания помех для коллективной публичной демонстрации этими приверженцами своей идеологической веры, что неизбежно затруднит их самоидентификацию в качестве адептов конкретной идеологии. Однако эти противники не в состоянии таким путем лишить искреннего приверженца определенной идеологии идеологической веры в ее якобы абсолютную истинность или ввергнуть его в сомнение.

2015

28. 11. 2015

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика // Demiurgos.communityhost.ru, 31. 12. 2011, demiurgos.sosbb.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия // Demiurgos.communityhost.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии // Demiurgos.communityhost.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности // Demiurgos.communityhost.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива // Demiurgos.communityhost.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии // demiurgos.sosbb.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия // demiurgos.sosbb.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности // demiurgos.sosbb.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность // demiurgos.sosbb.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера // demiurgos.sosbb.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления // demiurgos.sosbb.ru, 13. 03.. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления demiurgos.sosbb.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям // demiurgos.sosbb.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера // demiurgos.sosbb.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки // demiurgos.sosbb.ru, 19. 01. 2015: Он же. Особенности научного мировоззрения // demiurgos.sosbb.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию // demiurgos.sosbb.ru, 11. 02. 2015.


Прежний адрес текста: ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения