ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии
Особенностью дуалистичного мышления, в отличие от присущих многим людям монистичных антагонистически противоположных идеологического и рационального типов мышления с антагонистически противоположными идеологической и рациональной содержательными (предметными) логиками, является то, что это смешанное мышление с присутствием в нем несовместимых компонентов рациональной и идеологической содержательных (предметных) логик. Антагонистическая противоположность рационального мышления и идеологического мышления обусловлена особенностями устройства их предметных логик. В рациональной логике действует принцип относительности рационального мышления. Он состоит в отсутствии в ней предметной логической формы в виде образа якобы бесконечного причинного абсолюта и предметной логической формы в виде образа конечного предмета, мыслимого якобы следствием абсолюта. В рациональном мышлении есть предметная логическая форма в виде образа исключительно конечного предмета, множество которых в реальности мыслится им конечным и которые находятся друг с другом в исключительно конечной относительной причинно-следственной связи, образ которой тоже является предметной логической формой рационального мышления. Рациональное мышление мыслит конечные предметы как соотносительные и взаимно определяемые друг другом. Рациональная предметная логика — это реалистичная логика и как разновидность конечной субъективной реальности является отражением сущности познаваемой рациональным мышлением объективной реальности, мыслимой им конечной. В идеологической логике действует принцип абсолютности идеологического мышления. Он основан на предметной логической форме в виде образа бесконечного абсолюта, мыслимого этим мышлением находящимся в абсолютном причинно-следственном отношении с конечным предметом как якобы его следствием, образ которого тоже является предметной логической формой идеологического мышления. Идеологическое мышление категорически императивно признает с помощью идеологической веры якобы существование бесконечного абсолюта в виде будто бы основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.) и его якобы проявление в конечных предметах. Оно использует для осмысления мира мысленно сконструированные им безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы, которые оно с помощью идеологической веры категорически императивно считает не сконструированными и не идеализированными предметами, а якобы абсолютно точным отражением реальности, но которые на самом деле нереалистичные. Дуалистичное мышление, подобно монистичным рациональному мышлению и идеологическому мышлению, врожденно обусловлено, и его невозможно заменить на рациональное или идеологическое мышление. Я рассматриваю рациональное мышление и идеологическое мышление как противоположные типы мышления, а дуалистическое рационально-идеологическое мышление я не рассматриваю как отдельный тип мышления, поскольку оно не обладает особой предметной логикой.
Часть людей обладают монистичным рациональным мышлением. Таких людей много. Часть людей обладают монистичным идеологическим мышлением, но не знают об этом, поскольку не знают о существовании идеологического мышления, отличающегося от рационального мышления. Таких людей ок. 7–12%. Часть людей обладают дуалистичным мышлением, но не знают об этом в силу того, что не знают о его существовании, как и о существовании идеологического мышления. Те, кто имеют знания о мышлении, считают его рациональным. Неизвестно, какая приблизительно доля людей обладают дуалистичным мышлением. Однако заметно, что таких людей немало, возможно, намного больше, чем людей с идеологическим мышлением. Есть также люди с поведением, внешне похожим на наличие у них дуалистичного мышления, но которые на самом деле являются рационалистами (например, ученые), по разным причинам стремящимися показать себя также якобы признающими будто бы существование бесконечной основы мира в виде материи, бога и др. Таких людей я называю теми, кто обладает псевдодуалистичным (квазидуалистичным) мышлением.
Дуалистичное рационально-идеологическое мышление намного сложнее для описания, чем идеологическое мышление и рациональное мышление. Это смешанное мышление. Существуют несколько видов дуалистичного мышления, обусловленных особенностями воплощения в дуалистичном мышлении конкретных людей рациональной и идеологической предметных логик. Кроме моих научных работ, нет исследований идеологического мышления и дуалистичного мышления.
Полагаю, что целесообразно выделить такие основные виды дуалистичного мышления, как мышление с неоднократно чередующимися во времени рациональной и идеологической предметными логиками, мышление с однократно сменяющими одна другую рациональной и идеологической предметными логиками, мышление с существующими параллельно относительно независимыми рациональной и идеологической предметными логиками, мышление с взаимодействующими в разных вариантах рациональной и идеологической предметными логиками. В первом виде оправданно выделить подвиды дуалистичного мышления с регулярно чередующимися рациональной и идеологической предметными логиками и с нерегулярно чередующимися рациональной и идеологической предметными логиками. Дуалистичное мышление с чередованием во времени рациональной и идеологической логик существует в виде системы, в которой в конкретный момент времени один тип предметной логики является доминантным, а другой — рецессивным. Предполагаю, что в мышлении каждого обладателя монистичного рационального мышления и монистичного идеологического мышления присутствует врожденно обусловленный рецессивный противоположный тип мышления, но не проявляется. Параллельное относительно независимое существование рациональной и идеологической предметных логик в дуалистичном мышлении обусловливает самое сильное когитивное (мыслительное, интеллектуальное, умственное) раздвоение личности. Дуалистичное мышление с существующими одновременно и взаимодействующими рациональной и идеологической предметными логиками существует с сильным доминированием идеологической предметной логики, с сильным доминированием рациональной предметной логики, с относительно равновеликими по силе влияния друг на друга рациональной и идеологической предметными логиками, с противоестественным частичным соединением в мыслительном процессе рациональной и идеологической предметных логик. Дуалистичное мышление с одновременно присутствующими компонентами рациональной и идеологической предметных логик существует как открыто антагонистически противоречивая система. Каждый из видов дуалистичного мышления имеет много различающихся проявлений. Но возможно в определенной мере оптимизировать дуалистичное мышление в зависимости от цели его носителя, например, если он захочет улучшить идеологическую или рациональную части предметной логики своего мышления, в частности, если он является ученым с дуалистичным мышлением, то может быть заинтересован в улучшении рациональной части логики, а если он является теологом с дуалистичным мышлением, то может быть заинтересован в улучшении идеологической части логики.
Конкретные черты предметно-логического устройства разновидностей дуалистичного мышления частично стихийно формируются в процессе становления личности и ее последующей жизнедеятельности. Потому возможно ограниченное целенаправленное влияние на его предметно-логическое устройство в рамках его разновидностей. С точки зрения рационального мышления предпочтительнее улучшать дуалистичное мышление в направлении улучшения проявления в нем рациональной предметной логики. С точки зрения идеологического мышления предпочтительнее улучшать дуалистичное мышление в направлении улучшения проявления в нем идеологической предметной логики. С точки зрения моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии, поскольку идеологическое мышление, рациональное мышление и дуалистичное мышление обладают врожденной обусловленностью, то невозможно не считаться с каждым из них в дуалистичном мышлении.
Однако возможен общий критерий улучшения дуалистичного мышления. Этот критерий я вижу в как можно большем ослаблении внутреннего антагонистического конфликта между компонентами противоположных рациональной и идеологической предметных логик дуалистичного мышления, что позволяет уменьшить когитивное (мыслительное, интеллектуальное, умственное) раздвоение личности. Дуалистичное мышление — это когитивное раздвоение личности, даже если противоположные компоненты рациональной и идеологической предметных логик противоестественно объединены, но оно может быть более сильным и менее сильным, открытым и скрытым. Когитивное раздвоение личности обладателей дуалистичного мышления при противоестественном объединении компонентов рациональной и идеологической предметных логик определяется тем, что, во-первых, это объединение не всех существующих в дуалистичном мышлении компонентов, а лишь части из них, во-вторых, это неизбежно внешнее, а не органичное объединение несовместимых рациональных и идеологических компонентов, в-третьих, это не всестороннее, а ограниченное объединение рациональных и идеологических компонентов, при котором сохраняется их антагонистическая конфронтация, в-четвертых, такое объединение несовместимых логических компонентов нестабильное. Поскольку объединение компонентов рациональной и идеологической предметных логик противоестественное, то оно не является средством уменьшения внутреннего конфликта между компонентами рациональной и идеологической логик, но одновременно создает во многом нестабильное мышление. Если компоненты рациональной и идеологической логик противоестественно объединились, то в этом случае образуется мешанина, представляющая собой, говоря образно, своеобразного логического кентавра, который ограничивает проявление как идеологической, так и рациональной предметных логик, но не способен функционировать как устойчивая система. Противоестественное объединение компонентов рациональной и идеологической предметных логик — это тупиковое с точки зрения содержательного построения мысли их проявление.
Ослабление в дуалистичном мышлении внутреннего конфликта между рациональной и идеологической предметных логик может целенаправленно достигаться разными средствами. Главное средство — это усиление влияния компонентов рациональной или идеологической предметных логик. Еще одно из средств — это установление помех для объединения компонентов рациональной и идеологической предметных логик при одновременном усилении влияния компонентов одной из них. Поскольку дуалистичное мышление — это не результат незнания рациональной и идеологической предметных логик, не результат ошибок в следовании им, а к нему обладающая им личность врожденно предрасположена, то по этой причине попытка ликвидировать дуалистичное мышление неосуществимая и вредная для когитивно раздвоенной дуалистичным мышлением личности. Но знание личностями с дуалистичным мышлением особенностей их дуалистичного мышления позволит им более осознанно пользоваться этим мышлением.
Если обладающая дуалистичным мышлением личность занимается наукой, которая основана на рациональном мышлении, то этой личности полезно знать средства, с помощью которых она может развить в своем мышлении элементы рациональной предметной логики в направлении правильного рационального мышления, чтобы более эффективно их использовать в научном познании, а также чтобы ослаблять влияние на рациональное мышление компонентов идеологической логики, в частности, ей целесообразно знать предметную логику рационального мышления. Естественно, что предметная логика рационального мышления не может реализоваться в дуалистичном мышлении в полном объеме, поскольку этому мешают компоненты идеологической предметной логики.
А если обладающая дуалистичным мышлением личность, например, привержена основанным на идеологическом мышлении философии или религии, то ей целесообразно знать средства, с помощью которых она может развить в своем мышлении элементы идеологической предметной логики с целью более эффективного их использования в философии и религии, а также чтобы ослаблять влияние на идеологическое мышление компонентов рациональной предметной логики, в частности, ей целесообразно знать предметную логику идеологического мышления. Естественно, что предметная логика идеологического мышления не может реализоваться в дуалистичном мышлении в полном объеме, поскольку этому мешают компоненты рационального мышления.
В дуалистичном мышлении, в котором одновременно присутствуют и взаимодействуют рациональное мышление и идеологическое мышление, их предметные логики имеются не в полном и не в целостном виде, каждая из них присутствует разными плохо связанными частями, и потому компоненты обеих предметных логик в процессе их применения дуалистичным мышлением могут перемешиваться без определенных правил с сохранением своих особенностей в одном рассуждении носителя дуалистичного мышления, но могут использоваться по отдельности в разных рассуждениях, а могут противоестественно объединяться в одном рассуждении. В относительно полном и целостном виде рациональная и идеологическая предметные логики могут присутствовать в дуалистичном мышлении с чередующимися и параллельными предметными логиками. Однако все равно это не полноценные предметные логики, и потому невозможно полноценное их применение.
В дуалистичном мышлении с одновременным присутствием взаимодействующих компонентов рациональной и идеологической предметных логик их компоненты проявляются в дуалистичных рационально-идеологических размышлениях мышления о мире, но при построении этих размышлений они могут противоборствовать друг с другом, могут сохранять независимость друг от друга и могут противоестественно объединяться друг с другом. Однако не сами по себе компоненты рациональной и идеологической логик так ведут себя в процессе размышлений дуалистичного мышления, дуалистично мыслит обладающая этим мышлением личность. В дуалистичном мышлении личности присутствуют в некотором роде два мыслящих незавершенных субъекта — рациональный и идеологический, каждый из которых мыслит в соответствии с особенностями своего предметно-логического устройства в этом мышления. Если эти особенности в дуалистичном мышлении выражены в виде одновременного наличия в нем основных компонентов рациональной и идеологической предметных логик, то мыслящие рациональный и идеологический субъекты одного дуалистичного мышления могут при осуществлении размышления о мире противоборствовать, проявлять независимость друг от друга или даже объединяться друг с другом. А если компоненты рациональной или идеологической предметной логики представлены в дуалистичном мышлении более полно, чем компоненты противоположной предметной логики, то мыслящий субъект преобладающей в этом мышлении рациональной или идеологической предметной логики при осуществлении размышления о мире стремится ограничить проявление субъекта с противоположной предметной логикой. Подлежит специальному научному исследованию влияние раздвоения дуалистичного мышления конкретной личности с одновременным присутствием компонентов рациональной и идеологической предметных логик на мышление этой личностью мира и на ее поведение.
Дуалистичное мышление с чередующимися во времени рациональной предметной логикой и идеологической предметными логикой тоже создает когитивное раздвоение личности. Люди с таким видом мышления могут быть какое-то время чистыми рационалистами, а затем рациональный тип мышления вытесняется идеологическим типом мышления и люди мыслят мир чисто идеологически. Говоря фигурально, вчера человек с таким дуалистичным мышлением говорил с вами как ученый, а сегодня он говорит с вами как религиозный проповедник, но завтра он опять будет говорить с вами как ученый и так далее. Дуалистичное мышление с проявлением в конкретный момент времени одного типа мышления похоже в этот момент времени на монистичное мышление, но это псевдомонистичное (квазимонистичное) мышление. После смены одного типа предметной логики на другой оно опять становится псевдомонистичным мышлением, но другого типа. О дуалистичности псевдомонистичного мышления возможно заключить лишь после фиксации чередования в нем типов мышления, которое может происходить через малые или большие промежутки времени, регулярно или нерегулярно.
Если существует относительно регулярная смена рациональной и идеологической предметных логик в дуалистичном мышлении конкретной личнсоти, то она поддается относительно точному предсказанию. Но если нет регулярного чередования, то невозможно точно предсказать его. Также может быть, что у конкретной личности на определенном этапе ее жизни чередование рационального мышления и идеологического мышления может прекратиться и в процессе оставшейся жизни будет только один тип предметной логики — рациональный или идеологический. Возможно также, что на одном этапе жизни личности у нее был один тип предметной логики, а на последующем этапе ее жизни проявился другой тип предметной логики. Одноразовая смена в дуалистичном мышлении конкретной личности одного типа предметной логики на другой — это, на мой взгляд, самая мягкая разновидность раздвоения личности по сравнению с другой разновидностью раздвоения личности в виде чередования типов предметной логики. Дуалистичное мышление с одноразовой сменой типа мышления похоже на монистичное рациональное мышление или идеологическое мышление и представляет собой слабо выраженное псевдомонистичное мышление, а дуалистичность мышления проявляется лишь в момент разовой смены рационального или идеологического типа предметной логики.
В случае чередования рациональной и идеологической предметных логик в дуалистичном мышлении неспециалист может не увидеть когитивное раздвоение личности, если между сменой логик существует длительный временной промежуток или если такая смена происходит лишь один раз в жизни конкретной личности. Хотя в дуалистичном мышлении с чередующимися типами предметных логик проявление каждой из них не способно быть таким же полным, как в полностью монистичных рациональном мышлении и идеологическом мышлении, но оно может быть настолько полным, что в каждом из них возможно осознанно руководствоваться предметно-логическими законами правильного рационального мышления или идеологического мышления. Целесообразно исследовать влияние раздвоения дуалистичного мышления конкретных личностей с чередующейся сменой рациональной и идеологической предметных логик на мышление ими реальности и на ее поведение.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Данная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии
Особенностью дуалистичного мышления, в отличие от присущих многим людям монистичных антагонистически противоположных идеологического и рационального типов мышления с антагонистически противоположными идеологической и рациональной содержательными (предметными) логиками, является то, что это смешанное мышление с присутствием в нем несовместимых компонентов рациональной и идеологической содержательных (предметных) логик. Антагонистическая противоположность рационального мышления и идеологического мышления обусловлена особенностями устройства их предметных логик. В рациональной логике действует принцип относительности рационального мышления. Он состоит в отсутствии в ней предметной логической формы в виде образа якобы бесконечного причинного абсолюта и предметной логической формы в виде образа конечного предмета, мыслимого якобы следствием абсолюта. В рациональном мышлении есть предметная логическая форма в виде образа исключительно конечного предмета, множество которых в реальности мыслится им конечным и которые находятся друг с другом в исключительно конечной относительной причинно-следственной связи, образ которой тоже является предметной логической формой рационального мышления. Рациональное мышление мыслит конечные предметы как соотносительные и взаимно определяемые друг другом. Рациональная предметная логика — это реалистичная логика и как разновидность конечной субъективной реальности является отражением сущности познаваемой рациональным мышлением объективной реальности, мыслимой им конечной. В идеологической логике действует принцип абсолютности идеологического мышления. Он основан на предметной логической форме в виде образа бесконечного абсолюта, мыслимого этим мышлением находящимся в абсолютном причинно-следственном отношении с конечным предметом как якобы его следствием, образ которого тоже является предметной логической формой идеологического мышления. Идеологическое мышление категорически императивно признает с помощью идеологической веры якобы существование бесконечного абсолюта в виде будто бы основы мироздания (бесконечных бога, материи, абсолютной идеи и др.) и его якобы проявление в конечных предметах. Оно использует для осмысления мира мысленно сконструированные им безгранично, в том числе бесконечно, идеализированные предметы, которые оно с помощью идеологической веры категорически императивно считает не сконструированными и не идеализированными предметами, а якобы абсолютно точным отражением реальности, но которые на самом деле нереалистичные. Дуалистичное мышление, подобно монистичным рациональному мышлению и идеологическому мышлению, врожденно обусловлено, и его невозможно заменить на рациональное или идеологическое мышление. Я рассматриваю рациональное мышление и идеологическое мышление как противоположные типы мышления, а дуалистическое рационально-идеологическое мышление я не рассматриваю как отдельный тип мышления, поскольку оно не обладает особой предметной логикой.
Часть людей обладают монистичным рациональным мышлением. Таких людей много. Часть людей обладают монистичным идеологическим мышлением, но не знают об этом, поскольку не знают о существовании идеологического мышления, отличающегося от рационального мышления. Таких людей ок. 7–12%. Часть людей обладают дуалистичным мышлением, но не знают об этом в силу того, что не знают о его существовании, как и о существовании идеологического мышления. Те, кто имеют знания о мышлении, считают его рациональным. Неизвестно, какая приблизительно доля людей обладают дуалистичным мышлением. Однако заметно, что таких людей немало, возможно, намного больше, чем людей с идеологическим мышлением. Есть также люди с поведением, внешне похожим на наличие у них дуалистичного мышления, но которые на самом деле являются рационалистами (например, ученые), по разным причинам стремящимися показать себя также якобы признающими будто бы существование бесконечной основы мира в виде материи, бога и др. Таких людей я называю теми, кто обладает псевдодуалистичным (квазидуалистичным) мышлением.
Дуалистичное рационально-идеологическое мышление намного сложнее для описания, чем идеологическое мышление и рациональное мышление. Это смешанное мышление. Существуют несколько видов дуалистичного мышления, обусловленных особенностями воплощения в дуалистичном мышлении конкретных людей рациональной и идеологической предметных логик. Кроме моих научных работ, нет исследований идеологического мышления и дуалистичного мышления.
Полагаю, что целесообразно выделить такие основные виды дуалистичного мышления, как мышление с неоднократно чередующимися во времени рациональной и идеологической предметными логиками, мышление с однократно сменяющими одна другую рациональной и идеологической предметными логиками, мышление с существующими параллельно относительно независимыми рациональной и идеологической предметными логиками, мышление с взаимодействующими в разных вариантах рациональной и идеологической предметными логиками. В первом виде оправданно выделить подвиды дуалистичного мышления с регулярно чередующимися рациональной и идеологической предметными логиками и с нерегулярно чередующимися рациональной и идеологической предметными логиками. Дуалистичное мышление с чередованием во времени рациональной и идеологической логик существует в виде системы, в которой в конкретный момент времени один тип предметной логики является доминантным, а другой — рецессивным. Предполагаю, что в мышлении каждого обладателя монистичного рационального мышления и монистичного идеологического мышления присутствует врожденно обусловленный рецессивный противоположный тип мышления, но не проявляется. Параллельное относительно независимое существование рациональной и идеологической предметных логик в дуалистичном мышлении обусловливает самое сильное когитивное (мыслительное, интеллектуальное, умственное) раздвоение личности. Дуалистичное мышление с существующими одновременно и взаимодействующими рациональной и идеологической предметными логиками существует с сильным доминированием идеологической предметной логики, с сильным доминированием рациональной предметной логики, с относительно равновеликими по силе влияния друг на друга рациональной и идеологической предметными логиками, с противоестественным частичным соединением в мыслительном процессе рациональной и идеологической предметных логик. Дуалистичное мышление с одновременно присутствующими компонентами рациональной и идеологической предметных логик существует как открыто антагонистически противоречивая система. Каждый из видов дуалистичного мышления имеет много различающихся проявлений. Но возможно в определенной мере оптимизировать дуалистичное мышление в зависимости от цели его носителя, например, если он захочет улучшить идеологическую или рациональную части предметной логики своего мышления, в частности, если он является ученым с дуалистичным мышлением, то может быть заинтересован в улучшении рациональной части логики, а если он является теологом с дуалистичным мышлением, то может быть заинтересован в улучшении идеологической части логики.
Конкретные черты предметно-логического устройства разновидностей дуалистичного мышления частично стихийно формируются в процессе становления личности и ее последующей жизнедеятельности. Потому возможно ограниченное целенаправленное влияние на его предметно-логическое устройство в рамках его разновидностей. С точки зрения рационального мышления предпочтительнее улучшать дуалистичное мышление в направлении улучшения проявления в нем рациональной предметной логики. С точки зрения идеологического мышления предпочтительнее улучшать дуалистичное мышление в направлении улучшения проявления в нем идеологической предметной логики. С точки зрения моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии, поскольку идеологическое мышление, рациональное мышление и дуалистичное мышление обладают врожденной обусловленностью, то невозможно не считаться с каждым из них в дуалистичном мышлении.
Однако возможен общий критерий улучшения дуалистичного мышления. Этот критерий я вижу в как можно большем ослаблении внутреннего антагонистического конфликта между компонентами противоположных рациональной и идеологической предметных логик дуалистичного мышления, что позволяет уменьшить когитивное (мыслительное, интеллектуальное, умственное) раздвоение личности. Дуалистичное мышление — это когитивное раздвоение личности, даже если противоположные компоненты рациональной и идеологической предметных логик противоестественно объединены, но оно может быть более сильным и менее сильным, открытым и скрытым. Когитивное раздвоение личности обладателей дуалистичного мышления при противоестественном объединении компонентов рациональной и идеологической предметных логик определяется тем, что, во-первых, это объединение не всех существующих в дуалистичном мышлении компонентов, а лишь части из них, во-вторых, это неизбежно внешнее, а не органичное объединение несовместимых рациональных и идеологических компонентов, в-третьих, это не всестороннее, а ограниченное объединение рациональных и идеологических компонентов, при котором сохраняется их антагонистическая конфронтация, в-четвертых, такое объединение несовместимых логических компонентов нестабильное. Поскольку объединение компонентов рациональной и идеологической предметных логик противоестественное, то оно не является средством уменьшения внутреннего конфликта между компонентами рациональной и идеологической логик, но одновременно создает во многом нестабильное мышление. Если компоненты рациональной и идеологической логик противоестественно объединились, то в этом случае образуется мешанина, представляющая собой, говоря образно, своеобразного логического кентавра, который ограничивает проявление как идеологической, так и рациональной предметных логик, но не способен функционировать как устойчивая система. Противоестественное объединение компонентов рациональной и идеологической предметных логик — это тупиковое с точки зрения содержательного построения мысли их проявление.
Ослабление в дуалистичном мышлении внутреннего конфликта между рациональной и идеологической предметных логик может целенаправленно достигаться разными средствами. Главное средство — это усиление влияния компонентов рациональной или идеологической предметных логик. Еще одно из средств — это установление помех для объединения компонентов рациональной и идеологической предметных логик при одновременном усилении влияния компонентов одной из них. Поскольку дуалистичное мышление — это не результат незнания рациональной и идеологической предметных логик, не результат ошибок в следовании им, а к нему обладающая им личность врожденно предрасположена, то по этой причине попытка ликвидировать дуалистичное мышление неосуществимая и вредная для когитивно раздвоенной дуалистичным мышлением личности. Но знание личностями с дуалистичным мышлением особенностей их дуалистичного мышления позволит им более осознанно пользоваться этим мышлением.
Если обладающая дуалистичным мышлением личность занимается наукой, которая основана на рациональном мышлении, то этой личности полезно знать средства, с помощью которых она может развить в своем мышлении элементы рациональной предметной логики в направлении правильного рационального мышления, чтобы более эффективно их использовать в научном познании, а также чтобы ослаблять влияние на рациональное мышление компонентов идеологической логики, в частности, ей целесообразно знать предметную логику рационального мышления. Естественно, что предметная логика рационального мышления не может реализоваться в дуалистичном мышлении в полном объеме, поскольку этому мешают компоненты идеологической предметной логики.
А если обладающая дуалистичным мышлением личность, например, привержена основанным на идеологическом мышлении философии или религии, то ей целесообразно знать средства, с помощью которых она может развить в своем мышлении элементы идеологической предметной логики с целью более эффективного их использования в философии и религии, а также чтобы ослаблять влияние на идеологическое мышление компонентов рациональной предметной логики, в частности, ей целесообразно знать предметную логику идеологического мышления. Естественно, что предметная логика идеологического мышления не может реализоваться в дуалистичном мышлении в полном объеме, поскольку этому мешают компоненты рационального мышления.
В дуалистичном мышлении, в котором одновременно присутствуют и взаимодействуют рациональное мышление и идеологическое мышление, их предметные логики имеются не в полном и не в целостном виде, каждая из них присутствует разными плохо связанными частями, и потому компоненты обеих предметных логик в процессе их применения дуалистичным мышлением могут перемешиваться без определенных правил с сохранением своих особенностей в одном рассуждении носителя дуалистичного мышления, но могут использоваться по отдельности в разных рассуждениях, а могут противоестественно объединяться в одном рассуждении. В относительно полном и целостном виде рациональная и идеологическая предметные логики могут присутствовать в дуалистичном мышлении с чередующимися и параллельными предметными логиками. Однако все равно это не полноценные предметные логики, и потому невозможно полноценное их применение.
В дуалистичном мышлении с одновременным присутствием взаимодействующих компонентов рациональной и идеологической предметных логик их компоненты проявляются в дуалистичных рационально-идеологических размышлениях мышления о мире, но при построении этих размышлений они могут противоборствовать друг с другом, могут сохранять независимость друг от друга и могут противоестественно объединяться друг с другом. Однако не сами по себе компоненты рациональной и идеологической логик так ведут себя в процессе размышлений дуалистичного мышления, дуалистично мыслит обладающая этим мышлением личность. В дуалистичном мышлении личности присутствуют в некотором роде два мыслящих незавершенных субъекта — рациональный и идеологический, каждый из которых мыслит в соответствии с особенностями своего предметно-логического устройства в этом мышления. Если эти особенности в дуалистичном мышлении выражены в виде одновременного наличия в нем основных компонентов рациональной и идеологической предметных логик, то мыслящие рациональный и идеологический субъекты одного дуалистичного мышления могут при осуществлении размышления о мире противоборствовать, проявлять независимость друг от друга или даже объединяться друг с другом. А если компоненты рациональной или идеологической предметной логики представлены в дуалистичном мышлении более полно, чем компоненты противоположной предметной логики, то мыслящий субъект преобладающей в этом мышлении рациональной или идеологической предметной логики при осуществлении размышления о мире стремится ограничить проявление субъекта с противоположной предметной логикой. Подлежит специальному научному исследованию влияние раздвоения дуалистичного мышления конкретной личности с одновременным присутствием компонентов рациональной и идеологической предметных логик на мышление этой личностью мира и на ее поведение.
Дуалистичное мышление с чередующимися во времени рациональной предметной логикой и идеологической предметными логикой тоже создает когитивное раздвоение личности. Люди с таким видом мышления могут быть какое-то время чистыми рационалистами, а затем рациональный тип мышления вытесняется идеологическим типом мышления и люди мыслят мир чисто идеологически. Говоря фигурально, вчера человек с таким дуалистичным мышлением говорил с вами как ученый, а сегодня он говорит с вами как религиозный проповедник, но завтра он опять будет говорить с вами как ученый и так далее. Дуалистичное мышление с проявлением в конкретный момент времени одного типа мышления похоже в этот момент времени на монистичное мышление, но это псевдомонистичное (квазимонистичное) мышление. После смены одного типа предметной логики на другой оно опять становится псевдомонистичным мышлением, но другого типа. О дуалистичности псевдомонистичного мышления возможно заключить лишь после фиксации чередования в нем типов мышления, которое может происходить через малые или большие промежутки времени, регулярно или нерегулярно.
Если существует относительно регулярная смена рациональной и идеологической предметных логик в дуалистичном мышлении конкретной личнсоти, то она поддается относительно точному предсказанию. Но если нет регулярного чередования, то невозможно точно предсказать его. Также может быть, что у конкретной личности на определенном этапе ее жизни чередование рационального мышления и идеологического мышления может прекратиться и в процессе оставшейся жизни будет только один тип предметной логики — рациональный или идеологический. Возможно также, что на одном этапе жизни личности у нее был один тип предметной логики, а на последующем этапе ее жизни проявился другой тип предметной логики. Одноразовая смена в дуалистичном мышлении конкретной личности одного типа предметной логики на другой — это, на мой взгляд, самая мягкая разновидность раздвоения личности по сравнению с другой разновидностью раздвоения личности в виде чередования типов предметной логики. Дуалистичное мышление с одноразовой сменой типа мышления похоже на монистичное рациональное мышление или идеологическое мышление и представляет собой слабо выраженное псевдомонистичное мышление, а дуалистичность мышления проявляется лишь в момент разовой смены рационального или идеологического типа предметной логики.
В случае чередования рациональной и идеологической предметных логик в дуалистичном мышлении неспециалист может не увидеть когитивное раздвоение личности, если между сменой логик существует длительный временной промежуток или если такая смена происходит лишь один раз в жизни конкретной личности. Хотя в дуалистичном мышлении с чередующимися типами предметных логик проявление каждой из них не способно быть таким же полным, как в полностью монистичных рациональном мышлении и идеологическом мышлении, но оно может быть настолько полным, что в каждом из них возможно осознанно руководствоваться предметно-логическими законами правильного рационального мышления или идеологического мышления. Целесообразно исследовать влияние раздвоения дуалистичного мышления конкретных личностей с чередующейся сменой рациональной и идеологической предметных логик на мышление ими реальности и на ее поведение.
Последний раз редактировалось: Admin (Чт Сен 16, 2021 10:56 am), всего редактировалось 14 раз(а)
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Дуалистичное мышление с одновременно существующими и взаимодействующими в нем компонентами рациональной и идеологической предметных логик создает более сильное когитивное раздвоение личности, чем дуалистичное мышление с чередующимися компонентами рациональной и идеологической предметных логик. В этом виде дуалистичного мышления даже при самом сильном доминировании одного типа предметной логики над другим ни одна из предметных логик не присутствует во всей полноте, а оба типа логики присутствуют в деформированной друг другом форме. Каждый из типов предметной логики в конкретном дуалистичном мышлении данного вида может быть представлен разными объемом и целостностью соединения его компонентов, но он неизбежно представлен не полным набором компонентов и не полной целостностью, а в деформированной форме.
В дуалистичном мышлении с одновременным присутствием и взаимодействием в нем несовместимых противоположных компонентов рациональной и идеологической предметных логик идеологическая и рациональная логика находятся в состоянии антагонистической конфронтации в силу их несовместимости. Однако идеологическая предметная логика обладает большей активностью в отношении рациональной предметной логики, чем рациональная логика в отношении идеологической логики, и в дуалистичном мышлении идеологическая логика в большей мере стремится вытеснить рациональную логику или сузить ее возможности в осмыслении реальности, чем рациональная логика воздействует на идеологическую логику. Гораздо большая противоборствующая активность идеологической предметной логики сравнительно с рациональной предметной логикой обусловлена тем, что идеологическая предметная логика обладает категорической императивностью для обладающей ею личности в отличие от рациональной предметной логики, которая хотя и обладает императивностью для обладающей ею личности, но не категорической.
Поскольку в дуалистичном мышлении компоненты идеологической и рациональной предметных логик принадлежат мышлению одной личности, то, несмотря на ее врожденную расположенность к обоим типам мышления, она может использовать для осмысления реальности идеологическую логику более активно и масштабно, чем рациональную, например, применяя идеологическую логику для осмысления основы мироздания как будто бы бесконечной, опираясь на идеологическую веру и придавая этому осмыслению категорически императивный характер, а рациональную логику может использовать для осмысления различных областей реальности, мыслимых ею конечными, рассматривая их как автономные относительно будто бы бесконечной причины (например, в деизме), используя доказательство с помощью практики и допуская сомнение и возможность сомнения в осмыслении конечной реальности. Чем больше доминирует в дуалистичном мышлении конкретной личности рациональная или идеологическая предметная логика, тем меньше она применяет противоположный тип предметной логики.
Относительное равновесие в дуалистичном мышлении между взаимодействующими компонентами идеологической и рациональной предметных логик, возникающее вследствие их относительно равновеликого влияния на мышление, способно вести в дуалистичном мышлении конкретной личности к их относительной независимости, которая, например, может проявляться в том, что личность с помощью идеологического мышления мыслит основу мира как бесконечную, например, имеет веру в якобы существование бесконечного бога, однако конечные предметы объясняет рационально с помощью только конечных предметов и причин, т. е. не мыслит конечные предметы как якобы проявление будто бы бесконечной основы мира. Дуалистичное мышление конкретной личности с одновременно присущими ему относительно независимыми друг от друга взаимодействующими компонентами рациональной и идеологической логик может проявляться в мысленном разграничении личностью сторон реальности, в осмыслении которых она применяет разные типы предметных логик относительно независимо, т. е. в таком мысленном разграничении личностью сторон реальности, в осмыслении одних из которых она применяет рациональную логику, например, в бизнесе, в научных исследованиях различных областей природы, а в осмыслении других она применяет идеологическую логику, например, для осмысления основы мироздания, морали. В дуалистичном мышлении с относительно равновеликими по силе влияния на мышление взаимодействующими компонентами рациональной и идеологической логик антагонистический конфликт между ними сильно мешает функционированию дуалистичного мышления. Необходимы специальные средства для смягчения когитивного антагонизма между рациональной и идеологической предметными логиками дуалистического мышления, а такое смягчение я называю когитивной терапией (когитотерапией).
Проявлением противоестественного объединения компонентов рациональной и идеологической логик в дуалистичном мышлении является общемировоззренческий агностицизм (философский, теологический и др.) как абсолютная неопределенность в содержательном понимании основы мироздания с точки зрения ее бесконечности или конечности, т. е. является ли основа мира конечной или бесконечной. Правильное идеологическое мышление мыслит с помощью идеологической веры основу мира только бесконечной и только познаваемой и не способно по-другому мыслить. Правильное рациональное мышление мыслит мир только конечным, но неопределенно конечным с точки зрения возможности познания существенных черт его основы. Но оно не способно содержательно мыслить понятие бесконечного, а потому не способно мыслить бесконечность как якобы реальность. Оно мыслит понятие бесконечного неизбежно безотносительно к реальности лишь формально-логически как понятие, противоположное понятию конечного. Потому оно не способно судить об идее якобы существования бесконечной основы мира, признаваемой идеологическим мышлением с помощью идеологической веры будто бы абсолютно истинной. Рациональное мышление способно только молчать в отношении веры идеологического мышления в якобы существование бесконечной основы мира. Предметная логика рационального мышления побуждает обладающую им личность мыслить любые предметы только конечными, потому все, что она мыслит, она мыслит только конечным, независимо от того, существует ли мыслимый ею предмет или не существует, поскольку в рациональном мышлении нет предметной логической формы в виде образа бесконечного предмета.
Но рациональное мышление — это относительное мышление и в отличие от идеологического мышления, которое способно мыслить и мыслит безотносительное существование предмета в виде якобы существования бесконечной основы мироздания, оно способно мыслить конечные предметы лишь как существующие относительно друг друга и не способно мыслить безотносительное существование конечных предметов. Общемировоззренческий агностицизм порожден противоестественным соединением в дуалистичном мышлении деформированной предметной логической формы в виде образа бесконечного абсолюта идеологического мышления, обусловливающей мышление им основы мироздания как якобы бесконечной, с деформированной предметной логической формой в виде образа конечного предмета рационального мышления, обусловливающей мышление им основы мироздания как конечной.
Полагаю, что целесообразно выявить научно обоснованные средства, которые позволяли бы личности с дуалистичным мышлением ради ослабления антагонистического конфликта между ее рациональной и идеологической предметными логиками максимально обеспечить реализацию в нем идеологической или рациональной предметной логики с учетом того, какое мышление для нее предпочтительнее, в том числе путем способствования доминированию предпочтительной логики, путем предотвращения или ослабления противоестественного объединения компонентов рационального и идеологического мышления, путем оптимизации смены рационального и идеологического типов мышления в дуалистичном мышлении с чередующимися рациональной и идеологической предметными логиками посредством максимально длительного закрепления одной из чередующихся логик с помощью увеличения временного промежутка между сменами противоположных типов мышления и этим превращения дуалистичного мышления в длительно псевдомонистичное, а также путем предотвращения нерегулярной смены типов мышления, посредством смягчения негативных последствий чередования рационального и идеологического мышления для личности с дуалистичным мышлением.
Однако рекомендации обладателю дуалистичного рационально-идеологического мышления относительно его мышления могут быть не восприняты его обладателем, поскольку оба типа мышления являются для него естественными. Даже если он будет знать о своем дуалистичном мышлении, это знание может не побудить его считать один тип мышления предпочтительнее другого. А уменьшение проблем в дуалистичном мышлении возможно только либо с позиции рационального мышления, либо с позиции идеологического мышления. Однако правильное дуалистичное рационально-идеологическое мышление невозможно. В нем идеологическое мышление и рациональное мышление существенно не соответствуют норме.
Полагаю, что обусловленное дуалистичным антагонистически противоречивым мышлением антагонистическое когитивное (мыслительное, интеллектуальное, умственное) раздвоение личности (антагонистический когитивный дуализм личности) не является врожденно обусловленной болезнью интеллекта личности. На мой взгляд, дуалистичное рационально-идеологическое мышление — это такое же нормальное врожденно обусловленное мышление, как монистичные рациональное мышление и идеологическое мышление. Предполагаю, что дуалистичное мышление — это не следствие ошибок в генотипе формировавшегося человека как вида жизни Homo sapiens, а закономерно сложившаяся самая древняя разновидность человеческого мышления, зародившаяся и функционально закрепившаяся в генотипе человечества в процессе эволюционного формирования его мышления. Постепенно в ходе биологической эволюции и естественноисторического формирования человечества из него выделились идеологическая и рациональная разновидности мышления, получившие закрепление в генотипе человечества и ставшие врожденно обусловленными подобно дуалистичному мышлению, однако не вытеснившие дуалистичное рационально-идеологическое мышление. Полагаю, что в древности дуалистичное мышление выполняло необходимую позитивную функцию в становлении человечества как вида жизни Homo sapiens. Хотя оно отражало реальность раздвоенно, в том числе в не вполне адекватном безгранично идеализированном виде с помощью элементов идеологического мышления, в то же время оно отражало ее отчасти адекватно с помощью элементов неидеализированного рационального мышления. Предполагаю, что обусловленное дуалистичным мышлением когитивное раздвоение обладающей им личности представляет собой не болезнь, а неизбежное проявление раздвоенности этого мышления.
Обладающей дуалистичным мышлением личности целесообразно учиться жить с этим мышлением, стараясь ослаблять присущий ему антагонизм и негативное влияние этого антагонизма на понимание ею мира и на ее практическое поведение. Среди очень крупных философов, ученых много людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Фалес Милетский, Пифагор Самосский, Анаксаго́р из Клазомен, Демокрит Абдерский, Аристотель Стагирит, Эпикур Самосский, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Дэвид Юм, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Пьер Тейяр де Шарден — это оказавшие огромное влияние на прогресс человечества мыслители с выраженным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, которые создали не только крупные оригинальные философские учения, основанные на идеологическом мышлении, но и создали крупные оригинальные научные концепции, основанные на рациональном мышлении.
2017
30. 04. 2017
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, https://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия https://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности https://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод https://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции концепции чистого (пурического) рационализма https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017
Прежний адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
В дуалистичном мышлении с одновременным присутствием и взаимодействием в нем несовместимых противоположных компонентов рациональной и идеологической предметных логик идеологическая и рациональная логика находятся в состоянии антагонистической конфронтации в силу их несовместимости. Однако идеологическая предметная логика обладает большей активностью в отношении рациональной предметной логики, чем рациональная логика в отношении идеологической логики, и в дуалистичном мышлении идеологическая логика в большей мере стремится вытеснить рациональную логику или сузить ее возможности в осмыслении реальности, чем рациональная логика воздействует на идеологическую логику. Гораздо большая противоборствующая активность идеологической предметной логики сравнительно с рациональной предметной логикой обусловлена тем, что идеологическая предметная логика обладает категорической императивностью для обладающей ею личности в отличие от рациональной предметной логики, которая хотя и обладает императивностью для обладающей ею личности, но не категорической.
Поскольку в дуалистичном мышлении компоненты идеологической и рациональной предметных логик принадлежат мышлению одной личности, то, несмотря на ее врожденную расположенность к обоим типам мышления, она может использовать для осмысления реальности идеологическую логику более активно и масштабно, чем рациональную, например, применяя идеологическую логику для осмысления основы мироздания как будто бы бесконечной, опираясь на идеологическую веру и придавая этому осмыслению категорически императивный характер, а рациональную логику может использовать для осмысления различных областей реальности, мыслимых ею конечными, рассматривая их как автономные относительно будто бы бесконечной причины (например, в деизме), используя доказательство с помощью практики и допуская сомнение и возможность сомнения в осмыслении конечной реальности. Чем больше доминирует в дуалистичном мышлении конкретной личности рациональная или идеологическая предметная логика, тем меньше она применяет противоположный тип предметной логики.
Относительное равновесие в дуалистичном мышлении между взаимодействующими компонентами идеологической и рациональной предметных логик, возникающее вследствие их относительно равновеликого влияния на мышление, способно вести в дуалистичном мышлении конкретной личности к их относительной независимости, которая, например, может проявляться в том, что личность с помощью идеологического мышления мыслит основу мира как бесконечную, например, имеет веру в якобы существование бесконечного бога, однако конечные предметы объясняет рационально с помощью только конечных предметов и причин, т. е. не мыслит конечные предметы как якобы проявление будто бы бесконечной основы мира. Дуалистичное мышление конкретной личности с одновременно присущими ему относительно независимыми друг от друга взаимодействующими компонентами рациональной и идеологической логик может проявляться в мысленном разграничении личностью сторон реальности, в осмыслении которых она применяет разные типы предметных логик относительно независимо, т. е. в таком мысленном разграничении личностью сторон реальности, в осмыслении одних из которых она применяет рациональную логику, например, в бизнесе, в научных исследованиях различных областей природы, а в осмыслении других она применяет идеологическую логику, например, для осмысления основы мироздания, морали. В дуалистичном мышлении с относительно равновеликими по силе влияния на мышление взаимодействующими компонентами рациональной и идеологической логик антагонистический конфликт между ними сильно мешает функционированию дуалистичного мышления. Необходимы специальные средства для смягчения когитивного антагонизма между рациональной и идеологической предметными логиками дуалистического мышления, а такое смягчение я называю когитивной терапией (когитотерапией).
Проявлением противоестественного объединения компонентов рациональной и идеологической логик в дуалистичном мышлении является общемировоззренческий агностицизм (философский, теологический и др.) как абсолютная неопределенность в содержательном понимании основы мироздания с точки зрения ее бесконечности или конечности, т. е. является ли основа мира конечной или бесконечной. Правильное идеологическое мышление мыслит с помощью идеологической веры основу мира только бесконечной и только познаваемой и не способно по-другому мыслить. Правильное рациональное мышление мыслит мир только конечным, но неопределенно конечным с точки зрения возможности познания существенных черт его основы. Но оно не способно содержательно мыслить понятие бесконечного, а потому не способно мыслить бесконечность как якобы реальность. Оно мыслит понятие бесконечного неизбежно безотносительно к реальности лишь формально-логически как понятие, противоположное понятию конечного. Потому оно не способно судить об идее якобы существования бесконечной основы мира, признаваемой идеологическим мышлением с помощью идеологической веры будто бы абсолютно истинной. Рациональное мышление способно только молчать в отношении веры идеологического мышления в якобы существование бесконечной основы мира. Предметная логика рационального мышления побуждает обладающую им личность мыслить любые предметы только конечными, потому все, что она мыслит, она мыслит только конечным, независимо от того, существует ли мыслимый ею предмет или не существует, поскольку в рациональном мышлении нет предметной логической формы в виде образа бесконечного предмета.
Но рациональное мышление — это относительное мышление и в отличие от идеологического мышления, которое способно мыслить и мыслит безотносительное существование предмета в виде якобы существования бесконечной основы мироздания, оно способно мыслить конечные предметы лишь как существующие относительно друг друга и не способно мыслить безотносительное существование конечных предметов. Общемировоззренческий агностицизм порожден противоестественным соединением в дуалистичном мышлении деформированной предметной логической формы в виде образа бесконечного абсолюта идеологического мышления, обусловливающей мышление им основы мироздания как якобы бесконечной, с деформированной предметной логической формой в виде образа конечного предмета рационального мышления, обусловливающей мышление им основы мироздания как конечной.
Полагаю, что целесообразно выявить научно обоснованные средства, которые позволяли бы личности с дуалистичным мышлением ради ослабления антагонистического конфликта между ее рациональной и идеологической предметными логиками максимально обеспечить реализацию в нем идеологической или рациональной предметной логики с учетом того, какое мышление для нее предпочтительнее, в том числе путем способствования доминированию предпочтительной логики, путем предотвращения или ослабления противоестественного объединения компонентов рационального и идеологического мышления, путем оптимизации смены рационального и идеологического типов мышления в дуалистичном мышлении с чередующимися рациональной и идеологической предметными логиками посредством максимально длительного закрепления одной из чередующихся логик с помощью увеличения временного промежутка между сменами противоположных типов мышления и этим превращения дуалистичного мышления в длительно псевдомонистичное, а также путем предотвращения нерегулярной смены типов мышления, посредством смягчения негативных последствий чередования рационального и идеологического мышления для личности с дуалистичным мышлением.
Однако рекомендации обладателю дуалистичного рационально-идеологического мышления относительно его мышления могут быть не восприняты его обладателем, поскольку оба типа мышления являются для него естественными. Даже если он будет знать о своем дуалистичном мышлении, это знание может не побудить его считать один тип мышления предпочтительнее другого. А уменьшение проблем в дуалистичном мышлении возможно только либо с позиции рационального мышления, либо с позиции идеологического мышления. Однако правильное дуалистичное рационально-идеологическое мышление невозможно. В нем идеологическое мышление и рациональное мышление существенно не соответствуют норме.
Полагаю, что обусловленное дуалистичным антагонистически противоречивым мышлением антагонистическое когитивное (мыслительное, интеллектуальное, умственное) раздвоение личности (антагонистический когитивный дуализм личности) не является врожденно обусловленной болезнью интеллекта личности. На мой взгляд, дуалистичное рационально-идеологическое мышление — это такое же нормальное врожденно обусловленное мышление, как монистичные рациональное мышление и идеологическое мышление. Предполагаю, что дуалистичное мышление — это не следствие ошибок в генотипе формировавшегося человека как вида жизни Homo sapiens, а закономерно сложившаяся самая древняя разновидность человеческого мышления, зародившаяся и функционально закрепившаяся в генотипе человечества в процессе эволюционного формирования его мышления. Постепенно в ходе биологической эволюции и естественноисторического формирования человечества из него выделились идеологическая и рациональная разновидности мышления, получившие закрепление в генотипе человечества и ставшие врожденно обусловленными подобно дуалистичному мышлению, однако не вытеснившие дуалистичное рационально-идеологическое мышление. Полагаю, что в древности дуалистичное мышление выполняло необходимую позитивную функцию в становлении человечества как вида жизни Homo sapiens. Хотя оно отражало реальность раздвоенно, в том числе в не вполне адекватном безгранично идеализированном виде с помощью элементов идеологического мышления, в то же время оно отражало ее отчасти адекватно с помощью элементов неидеализированного рационального мышления. Предполагаю, что обусловленное дуалистичным мышлением когитивное раздвоение обладающей им личности представляет собой не болезнь, а неизбежное проявление раздвоенности этого мышления.
Обладающей дуалистичным мышлением личности целесообразно учиться жить с этим мышлением, стараясь ослаблять присущий ему антагонизм и негативное влияние этого антагонизма на понимание ею мира и на ее практическое поведение. Среди очень крупных философов, ученых много людей с дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Фалес Милетский, Пифагор Самосский, Анаксаго́р из Клазомен, Демокрит Абдерский, Аристотель Стагирит, Эпикур Самосский, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Дэвид Юм, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Пьер Тейяр де Шарден — это оказавшие огромное влияние на прогресс человечества мыслители с выраженным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, которые создали не только крупные оригинальные философские учения, основанные на идеологическом мышлении, но и создали крупные оригинальные научные концепции, основанные на рациональном мышлении.
2017
30. 04. 2017
Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, https://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия https://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности https://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод https://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции концепции чистого (пурического) рационализма https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017
Прежний адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).
Похожие темы
» АНТИНОМИИ ИММАНУИЛА КАНТА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКОЙ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ДУАЛИСТИЧНОГО РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
» ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОСНОВЫ МИРА КАК БЕСКОНЕЧНОЙ
» ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КОНЕЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОСНОВЫ МИРА КАК БЕСКОНЕЧНОЙ
» ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ КАК КОНЕЧНОЙ
» ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ
» ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОСНОВЫ МИРА КАК БЕСКОНЕЧНОЙ
» ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КОНЕЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОСНОВЫ МИРА КАК БЕСКОНЕЧНОЙ
» ПРЕДМЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ КАК КОНЕЧНОЙ
» ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ
ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ :: МИРОПОНИМАНИЕ :: ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБЩЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ (особенности рационального и идеологического мышления мира)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|