ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ) Empty ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

Сообщение автор Admin Пт Июн 30, 2017 6:59 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ)

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

Введение

С точки зрения моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии и с точки зрения рационального мышления идеология — это нереалистичный безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующий реальность в положительную, отрицательную и в ту и другую стороны экзистенциальный ценностный взгляд на нее (например, религиозный, философский) идеологического мышления, которое считает его якобы абсолютно адекватным неидеализирующим отражением реальности. Безграничная идеализация предметов — это мысленное конструирование каких-либо предметов такими, как если бы их реальная или мнимая сущность проявилась в них в целом или в их отдельных чертах (качествах, тенденциях, законах и др.) в полном, без всяких ограничений виде. Но с точки зрения рационального мышления конечные безгранично идеализированные предметы неосуществимые, т. е. не существуют и не способны существовать (например, в науке — точка, абсолютно черное тело, машина Карно, в идеологии — абсолютно справедливое общество), а понятие бесконечного предмета не мыслимое содержательно рациональным мышлением (например, бесконечные бог, материя). С точки зрения идеологического мышления мысленно сконструированные им безгранично идеализированные предметы якобы не являются сконструированными и идеализированными, а будто бы являются абсолютно истинным отражением реальности. Идеология как безграничный, в том числе бесконечный, экзистенциальный ценностный взгляд на мир существует в виде множества самостоятельных взглядов (концепций, учений и др.) о якобы бесконечном мироздании, каждый из которых считает себя единственно и абсолютно истинным. Не во всякой идеологической системе открыто присутствует главенствующая идея любой идеологии о якобы существовании бесконечной основы мира как абсолютной причины конечных предметов мироздания и о ее будто бы проявлении в конечных предметах как ее следствиях. Но даже отдельные идеологические идеи неизбежно опираются хотя бы в скрытом виде на главную идею любой идеологии о будто бы существовании бесконечной основы мира, без которой никакая идея не является идеологической. Оправданно различать абсолютно завершенные и относительно завершенные идеологии как системы взглядов на мир. Любая из них обязательно открыто содержит главную идею всякой идеологии о якобы существовании бесконечной основы мира и ее будто бы проявлении в конечных предметах. Создают также локальные (частные) идеологические идеи, концепции относительно отдельных локальных сторон реальности (например, относительно общества). Даже если локальная идеология не содержит открыто идею о якобы реальной бесконечной основе мира, то она присутствует в ней в скрытом виде. Приверженцами идеологии являются только люди с идеологическим мышлением. Его первичными и потому основными содержательными (предметными) логическими формами являются образ бесконечного абсолютного предмета в виде основы мира как якобы абсолютной причины конечных предметов, образ конечного предмета как якобы проявления бесконечного абсолюта, образ причинной связи между будто бы бесконечным абсолютом как якобы абсолютной причиной конечного предмета и конечным предметом как будто бы его следствием, образы якобы бесконечной объективной реальности и субъективной реальности как будто бы ее проявления, мысль человека о своем конечном существовании как будто бы проявлении бесконечного абсолюта. Идеологическое мышление — это безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующее реальность с помощью средств логики и ценностного экзистенциального безграничного, в том числе бесконечного, переживания мира мышление, и потому оно нереалистичное. В рациональном мышлении отсутствует содержательная (предметная) логическая форма мысли в виде содержательного образа бесконечного абсолютного предмета, а первичными и потому основными содержательными (предметными) логическими формами рационального мышления являются образы конечного предмета, относительной конечной причинной связи между конечными предметами, конечных объективной и субъективной реальности, мысль человека о своем конечном существовании. Это значит, что рациональное мышление мыслит существование и возможность существования только конечных предметов. Рациональное мышление способно создавать и создает мысленные конечные безгранично и ограниченно идеализированные предметы, но считает их неосуществимыми и потому оно реалистичное.

Идеологическое мышление и идеологические идеи сопровождают человечество с момента его возникновения. Не только в древности они оказывали огромное влияние на общество посредством их приверженцев, но и в современную эпоху они оказывают на него сильное влияние посредством их приверженцев. Образно оценивая пользу идеологии для обеспечения жизнеспособности человечества, оправданно сказать, что лучше было бы, чтобы с момента возникновения человечества были только рациональное мышление и рациональное познание, а еще лучше — рационально-научное познание, однако такое было невозможно, но идеологическое мышление выполняло в древности также положительную экзистенциальную функцию. Рациональный, в том числе начавший складываться на относительно высоком этапе прогресса человечества научный, способ осмысления мира и идеологический способ осмысления мира в течение многих тысячелетий были переплетены, и нередко новые рациональные знания использовались не самостоятельно, а включались в идеологически деформированном виде в содержание чисто идеологических идей, в силу этого частично теряя рациональную реалистичность и частично приобретая идеологическую нереалистичность. В то же время в рамках идеологических взглядов идеологическим мышлением создавались и создаются идеи, частично имевшие и имеющие положительное научное и практическое значение. Яркими проявлениями переплетения рациональных и идеологических взглядов на мир были философии Пифагора, Аристотеля, Рене Декарта, Иммануила Канта. Чисто идеологическое описание реальности, дававшее хотя и в искаженном безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующем ее субъективном чувственно-ценностном виде, но отчасти верное ее понимание — это, например, идеологическая идея Сократа и Платона о реальности противоположного материальному идеального, но которое рассматривалось ими как якобы объективные вечные самостоятельные идеи (эйдосы), идеологическая идея Георга Гегеля и марксизма о диалектическом развитии мира, но будто бы бесконечного. С рационально-научной точки зрения идеальное в виде человеческой психики как свойства человеческого мозга и идеальное как продукты психической деятельности в виде идей и др. не обладают самостоятельным бытием вне человека. Однако Сократ и Платон с помощью своей философской концепции были первооткрывателями идеального как реальности. Г. Гегель описал в идеологическом идеалистическом безгранично, в том числе бесконечно, идеализированном виде реальные законы диалектики, действующие как в природе, так и в обществе. Карл Маркс и Фридрих Энгельс творчески преобразовали идеологическую идеалистическую бесконечную идеализацию Гегелем открытых им реальных законов диалектики в идеологическую материалистическую бесконечную идеализацию этих законов, описав их как диалектические законы якобы бесконечно развивающейся материи. И сейчас некоторые идеологические взгляды способны давать и дают в искаженном безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующем мир виде отчасти верное понимание некоторых черт реальности. Но поскольку понимание реальности в идеологии основано на нереалистичном с точки зрения рационального мышления безгранично идеализирующем реальность описании ее сущности в виде якобы существующей бесконечной основы мира и ее будто бы проявления в конечных предметах, то если в каком-то идеологическом взгляде на мир есть отчасти верные идеи о реальности, имеющие частичное положительное научное и практическое значение, рациональному мышлению необходимо для использования их в качестве рациональных научно их деидеологизировать путем их научной деидеализации, чтобы они приобрели вид рациональных, т. е. поддающихся доказательству, доказываемых и основанных на доказательствах в конечном счете с помощью конечной практики знаний, пригодных для их использования рациональным мышлением. Постепенное отделение в процессе поступательного развития человечества формировавшейся основанной на рациональном мышлении науки от основанной на идеологическом мышлении идеологии, в частности, от религии, от философии, произошло не очень давно по историческим меркам. Рационально-научный взгляд на мир не нуждается в идеологических идеях о якобы реальных бесконечных предметах и причинах — ни в религиозных, ни в философских, ни в других ее видах. Наука нуждается в методологии познания и в мировоззрении, ориентированных только на мыслимое конечным и неидеализированным бытие.

Я исследую идеологию с позиции своей основанной на рациональном мышлении концепции чистого рационализма и чистой идеологии, применяя метод мысленной рационально-научной идеализации. Примерами основанной на рациональном мышлении научной идеализации являются теоретические мысленные предметы (например, абсолютно черное тело, точка, идеальный газ, полное социальное равенство, машина Карно, машина Тьюринга, первый закон Ньютона), которые неосуществимые вне мысли о них. Посредством научной идеализации идеологии как объекта научного исследования я рассматриваю идеологию в чистом виде как такой основанный на идеологическом мышлении взгляд на мир, как если бы в нем полностью без всяких ограничений реализовалась сущность идеологии. Научная идеализация является безграничной, но конечной, поскольку применима к исследованию только мыслимых конечными предметов, т. к. рациональное мышление, на котором основаны наука и опирающаяся на науку инженерия, не в состоянии содержательно мыслить идею бесконечного предмета. Научная безграничная идеализация реального конечного предмета, который является объектом научного исследования, позволяет изучать его законы как бы в их чистом виде, а затем мысленно экстраполировать их в качестве тенденций на реальность с учетом особенностей конкретных ограничений их проявления. Фундаментальные научные законы формулируются в отношении мысленных научных безгранично идеализированных предметов. Мысленный научный безгранично идеализированный предмет, в отличие от мысленного идеологического безгранично, в том числе бесконечно, идеализированного предмета, является не ценностным, а объективным взглядом на мир, и хотя он с точки зрения рационального мышления неосуществимый вне мысли о нем, однако он создается на основе исследования и в качестве средства исследования реального неидеализированного конечного прототипа, являющегося объектом исследования, и отражает его сущность как бы в чистом виде. Потому мысленная научная безграничная идеализация дает позитивное знание о мире.

Следует различать идеологию в целом как все множество соотносительных взаимодействующих конкурирующих, борющихся друг с другом конкретных идеологических взглядов на мир и конкретные идеологии, т. е. конкретные идеологические мировоззрения, конкретные идеологические взгляды на мир (религиозные, философские и др.), состоящие из большего или меньшего количества идеологических идей. Как идеология в целом, так и конкретные идеологии — это системы идей, но как системы они разные по устройству и степени целостности. Хотя в основе идейного содержания всякой конкретной идеологии (идеологического мировоззрения, идеологического взгляда на мир) лежит идея якобы существования бесконечной основы мира, однако количество идеологических идей всякой конкретной идеологии и мысленный способ их бытия конечные, а потому всякая конкретная идеология представляет собой конечный предмет в виде системы конечного количества обладающих мысленным конечным способом бытия идей, являющихся результатом деятельности конечных идеологических личностей. Конкретная идеология как конечная система идей, как конечный мысленный предмет не способна существовать в виде создаваемого наукой безгранично идеализированного предмета, на нее влияют многие факторы, и потому ее законы проявляются в ней лишь в ограниченном виде как тенденции. В силу этого реальная идеология является реальным прототипом с ограниченным проявлением в ней ее сущности для созданной мною мысленной научной модели безгранично идеализированной идеологии как обладающей чертами конечного предмета системы идей. Научную неосуществимую модель безгранично идеализированной идеологии я называю абсолютной идеологией (чистой идеологией). Мысленная научная модель безгранично идеализированной идеологии находится в одном ряду с другими мысленными научными моделями безгранично идеализированных предметов, например, с такими, как точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ, машина Карно, полное социальное равенство. На ограничение реализации сущностных законов идеологии влияют много факторов, в том числе способности создателей идеологий, владение творцами идеологий специальными понятиями и терминами и их специфика, содержание определяющих идейную основу идеологий бесконечных экзистенциальных ценностных переживаний творцов идеологий, практическая невозможность избавиться в идеологии от рациональных идей, поскольку ее ориентируют на реальность и на всех людей, особенности общества, в котором создаются идеологии, и социальных отношений в нем, степень прогрессивного развития общества и др. Поскольку в реальных идеологических взглядах сущность идеологии проявляется не в чистом виде, не полностью, а в ограниченном виде, то ни одна реальная идеология не соответствует идеологии в ее чистом безгранично идеализированном виде, какой я ее описываю. Из всех реальных мертвых и живых идеологических взглядов более всего похожа в виде тенденции на чистую идеологию философия Г. Гегеля, но и в ней содержатся ограничения проявления в чистом виде законов идеологии.

Основная часть

Идеология — это нереалистичный основанный на вере в будто бы существование бесконечной основы мира и в ее якобы проявление в конечных предметах реальности безгранично, в том числе бесконечно, идеализирующий реальность экзистенциальный положительный, отрицательный и тот и другой ценностный взгляд людей с идеологическим мышлением на мир. Более выраженное ценностное отношение к миру присутствует в идеологии, которая построена на вере в якобы существование бесконечной целевой основы мира (например, бесконечных бога, ума, абсолютной идеи, мировой воли), чем в идеологии, которая построена на вере в якобы существование бесконечной нецелевой основы мира (например, бесконечной нецелевой материи). Идеологический взгляд на мир содержит бесконечные экзистенциальные мысли людей с идеологическим мышлением о мире, бесконечное экзистенциальное ценностное переживание ими мира и соответствующие им поведенческие установки и имеет для них силу категорического императива. Его приверженцы посредством идеологической веры категорически признают его будто бы абсолютно истинным. Идеологическая вера — это абсолютная категорически императивная убежденность людей с идеологическим мышлением в будто бы существовании бесконечной основы мира и в ее якобы проявлении в конечных предметах реальности. Категорическая императивность (категорическая повелительность) конкретных идеологий проявляется в сознании их приверженцев как свободное от внешнего принуждения не имеющее сомнения ценностное понимание ими мира, их ценностное отношение к нему и ценностное побуждение их поведения в мире в соответствии с этими идеологиями. Категорическая императивность идеологий имеет для их адептов силу абсолютной необходимости. Идеологический взгляд на мир его приверженцы категорически считают непредвзятым, не идеализирующим и полностью адекватным реальности, более адекватным, чем рациональный, в том числе научный, взгляд на мир, поскольку, в отличие от рационального взгляда на мир, идеология категорически не допускает любое сомнение даже в виде возможности. С точки зрения противоположного идеологическому мышлению рационального мышления, признающего возможность существования только конечных предметов, идеологический взгляд на мир субъективный, поскольку он чувственно-ценностный, но эта субъективность содержания идеологических идей основана на идее бесконечного мысленного предмета идеологии в виде якобы существующей бесконечной основы мира и ее будто бы проявления в конечных предметах, которая обусловлена бесконечным экзистенциальным переживанием мира личностями с идеологическим мышлением. Личности с идеологическим мышлением не могут не мыслить мир идеологически, однако признание ими конкретных идеологических взглядов на мир в качестве своих осуществляется на основе свободного идеологического выбора. Невозможно принудить конкретную идеологическую личность верить в абсолютную истинность чуждой ей конкретной идеологии, она верит в абсолютную истинность только той конкретной идеологии, которая соответствует ее бесконечному экзистенциальному переживанию.

Основными разновидностями идеологии являются религия и философия. К разновидностям идеологии относятся также теософия, древние нерелигиозные мифы о мироздании, нерелигиозные, нефилософские и нетеософские оккультистские взгляды на мир, идеологические взгляды, выраженные с помощью значений слов обыденного языка, идеологические взгляды, выраженные с помощью средств искусства, например, Фридриха Ницше, Жан-Поля Сартра. Идеологиями являются и самостоятельные системы идеологических идей, осмысливающие существенные стороны мироздания, например, мировые религии, философские учения Гегеля, марксизма, и самостоятельные системы идеологических идей об отдельных сторонах мироздания, и все множество идеологических идей и самостоятельных систем идей в обществе как в отдельной стране, так и во всем мире. Идеология — это тип индивидуального и тип общественного сознания, противоположный рациональному типу индивидуального и рациональному типу общественного сознания. Поскольку в идеологии первопричиной конечных предметов мыслится бесконечная основа мира, то в ней любой конечный предмет мыслится содержащим безгранично идеализированную черту в виде его будто бы экзистенциальной причастности к бесконечности. Идеологическая идея о якобы существовании бесконечной основы мира и о ее будто бы проявлении в конечных предметах мироздания является главенствующей идеей любой конкретной идеологии. Данное ее главенство проявляется в ее абсолютном доминировании над остальными идеологическими идеями. В идеологии содержание формально-логической идеи бесконечности наполнено бесконечным ценностным экзистенциальным переживанием мира, которое я называю идеологическим переживанием.

Конкретные идеологии способны создавать только люди, обладающие идеологическим мышлением, поскольку люди с противоположным идеологическому мышлению рациональным мышлением не способны содержательно мыслить бесконечность. Рационалисты способны мыслить бесконечность лишь формально-логически как неизбежно безотносительное к реальности понятие, противоположное понятию конечного. Рациональное мышление, признающее существование и возможность существования только конечных предметов, опирается на практику, а не на веру, и обязательно содержит в себе возможность сомнения. Оно не в состоянии соотнести созданное формально-логическим путем понятие бесконечности с реальностью, и потому идеологическую мысль о якобы существовании бесконечной основы мира рациональное мышление не в состоянии оценить с точки зрения истинности, а в состоянии только молчать об этой мысли.

Конкретные идеологии — это состоящие из взаимосвязанных идейных компонентов сложные высоко целостные идейные системы. Хотя основополагающая идея любого конкретного идеологического взгляда на мир — это идея о якобы существовании бесконечного абсолюта в виде конкретной бесконечной основы мира и ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности, однако она способна функционировать только в предметно-логическом единстве с идеей о ее будто бы проявлении в конечных предметах реальности, и эти две идеи в рамках содержательной (предметной) логики предметно-логически необходимо связаны с идеей о будто бы существовании абсолютной причинной связи между якобы бесконечной основой мира как первопричиной конечных предметов реальности и конечными предметами как будто бы следствиями бесконечной основы мира. Данные идеологические идеи идеологии функционируют только совместно, но ведущей является идея бесконечного абсолюта. Содержание остальных идеологических идей обязательно определяется содержанием данной исходной идейной триады. Без нее невозможно построить никакую идеологическую идею даже о части мироздания, например, о природе, об обществе, о человеке. Если данная определяющая идейная триада прямо не указывается в обосновании какой-то идеологической идеи, то обязательно подспудно присутствует в построении ее содержания. Поскольку никакой идеологический взгляд на мир не ограничивается данной исходной идейной триадой, то она не используется самостоятельно. Даже очень несложный по числу идейных компонентов идеологический взгляд на мир представляет собой систему идеологических идей, объединенных данными исходными идеями. Самыми сложными идеологическими системами являются универсальные идеологии, представляющие собой максимально всесторонний для своего исторического времени взгляд на мир. например, такими универсальными идеологиями являются философия Аристотеля, философия Г. Гегеля, марксистская философия. Естественно, что по отношению к современности ни философия Аристотеля, ни философия Гегеля не являются полноценно универсальными, а диалектико-материалистическая (марксистская) философия пока является универсальной по отношению к современности. Однако многие идеологии изначально не являются универсальными и осмысливают лишь отдельные стороны мира, например, философия экзистенциализма во всем ее многообразии.

Идеологии бывают живыми, мертвыми и умирающими. Живая идеология — это идеологический взгляд на мир, имеющий приверженцев (адептов). Идеологические идеи, имеющие приверженцев, живут в идеологических мышлении и чувствах их приверженцев и являются для них основанными на идеологической вере категорическими императивами. Самыми живыми идеологиями в конкретный момент времени являются массовые идеологии, имеющие наибольшее количество приверженцев, оказывающих большое влияние на человеческое сообщество, например, философия неотомизма. Большое количество приверженцев у конкретной идеологии, в том числе влиятельных в человеческом сообществе, увеличение у конкретной живой идеологии количества приверженцев как в конкретный момент времени, так и в течение длительного времени, особенно систематическое увеличение, большая длительность во времени существования конкретной живой идеологии, а также существование конкретной живой идеологии во многих исторических эпохах и во многих и разных по качественным чертам странах являются показателями высокой жизнеспособности конкретной идеологии. К таким высоко жизнеспособным многоэпохальным и всемирным идеологиям относятся, например, буддизм, ислам, христианство. Мертвая идеология — это идеологический взгляд на мир, не имеющий приверженцев, например, философское учение Анаксимена. Умершие идеологии, вероятность появления приверженцев которых малая, с высокой вероятностью останутся мертвыми идеологическими идеями на весь срок жизни человечества. Умирающая идеология — это идеологический взгляд на мир, устойчиво теряющий своих приверженцев, в том числе влиятельных в человеческом сообществе, если есть влиятельные приверженцы. В каждый момент времени в обществе живая идеология существует в виде множества конкурирующих идеологических взглядов (идеологических концепций, учений), имеющих своих приверженцев, категорически императивно следующих своим идеологическим идеям и отстаивающих их, противодействуя другим идеологическим взглядам, нередко даже физически уничтожая приверженцев других идеологий.

Идеологические взгляды людей с идеологическим мышлением на мир неизбежно в силу законов диалектики претерпевают изменения, и процесс этих изменений я называю идеологической эволюцией. Я использую понятие эволюции (от лат. evolutio — развертывание) вместо понятия развития, несмотря на нередкое использование их как близких по содержанию. Однако в понятии развития более четко, чем в понятии эволюции в широком смысле, присутствуют идеи регресса и прогресса. В идеологии не только есть количественные и качественные изменения, похожие на прогрессивные и регрессивные, но и изменения, причем не только количественные, но и качественные, имеющие приспособительный и иной характер, однако не связанные с прогрессом и регрессом идеологических идей. Что касается рациональных критериев регресса и прогресса в идеологии, то они применительно к идеологии в целом как всей совокупности идеологических идей в конкретное время и к конкретным идеологическим взглядам возможны лишь как относительные, но невозможны абсолютные критерии прогресса и регресса идеологии, хотя не только количественные, но и качественные изменения конкретных идеологий и идеологии в целом идут непрерывно. Умирают одни идеологии, создаются новые идеологии, в живых идеологиях осуществляются как несущественные идейные изменения, не ведущие к появлению в них ответвлений, так и существенные идейные изменения, ведущие к появлению в них ответвлений вплоть до превращения их в самостоятельные идеологические системы взглядов. Каждая конкретная идеология имеет свои критерии прогресса и регресса в идеологии и считает только себя прогрессивной. Под эволюцией идеологии я понимаю как процесс изменения роли и влияния идеологии в обществе, так и процесс создания и изменения идеологических взглядов, состоящий: в изменении идейного содержания идеологий, включая создание существенно новых идеологических идей; в создании новых самостоятельных систем идеологических взглядов; в ослаблении и прекращении изменения конкретных идеологий вследствие их умирания и смерти; в дифференциации идеологий; в приспособлении содержания идеологий к конкретным общественным условиям и к конкретным личностям с идеологическим мышлением; в относительно поступательной ограниченной смене идеологических идей в идеологических направлениях, школах, в самостоятельных идеологических учениях, концепциях, например, в философском материализме, в философии экзистенциализма.

Идеологии бывают писаные и неписаные, созданные одним человеком и многими людьми с идеологическим мышлением, созданные в течение небольшого времени и созданные в течение многих лет и даже веков, созданные с помощью разговорного языка и созданные с помощью специальных понятий и терминов, в частности, философские учения. например, неписаные созданные с участием многих людей с идеологическим мышлением в течение длительного времени идеологические взгляды — это первобытные религии, которые создавались в условиях отсутствия письменного языка. Преднамеренно излагали устно в условиях наличия письменного языка свои философские взгляды Пифагор, Сократ, свое религиозное учение Иисус Христос. В наше время большинство индивидуально и коллективно созданных идеологических взглядов на мир изложены письменно, а многие из них даже изложены в электронном виде. Но в некоторых закрытых религиозных сектах используются также неписаные и не изложенные в электронном виде созданные их лидерами идеологические учения.

С точки зрения моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии идеология как бесконечный экзистенциальный ценностный взгляд на мир идеологического мышления создается не путем отражения реальности, а посредством неосознаваемого мысленного субъективного чувственно-ценностного конструирования образов будто бы реальности обладающими идеологическим мышлением личностями в соответствии с их бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием реальности, понимаемого ими не как субъективное чувственно-ценностное конструирование мира, а как якобы абсолютно истинное отражение реальности, если это не преднамеренное сознательное проектирование ими желаемых предметов с целью их практического создания. Мысленное идеологическое конструирование идеологическими личностями реальности, мыслимое ими как будто бы ее точное отражение, осуществляется в виде мысленной безграничной, в том числе бесконечной, положительной, отрицательной и той и другой идеализации мира, которую они не считают идеализацией и которую считают якобы адекватным мысленным воспроизведением реальности. Поскольку созданные как идеологическим, так и рациональным мышлением идеализированные предметы неосуществимые, т. е. невозможные вне мысли о них, то мысленная безграничная идеализация идеологическим мышлением мира не может не быть мысленным нереалистичным конструированием им безгранично идеализированных предметов.

Идеологическое мышление способно только ценностно мыслить бесконечность как будто бы реальность, как и иные безгранично идеализированные им предметы. Мысленная нереалистичная ценностная безграничная, в том числе бесконечная, идеализация мира идеологическим мышлением, категорически признаваемая им неидеализированным и адекватным отражением реальности, — это существенная сторона любой идеологии. В идеологии нет не идеализирующих мир идей и ограниченно идеализирующих мир идей, а также неценностного отношения к миру, поскольку конечные предметы категорически императивно рассматриваются в идеологии как якобы следствия бесконечной основы мира. Главенствующей идеологической безграничной ценностной идеализацией мира является бесконечная ценностная идеализация, которая обусловливает разновидности безграничной идеологической идеализации конечных предметов.


Последний раз редактировалось: Admin (Чт Сен 16, 2021 10:53 am), всего редактировалось 48 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ) Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Пт Июн 30, 2017 7:03 pm

Идеологии нереалистичные, даже если в них вмонтируют объективные научные знания, а это делают путем их идеологической модификации с целью их приспособления в экзистенциальном субъективном чувственно-ценностном направлении к идеологиям, в частности, путем включения в научные знания идеи о якобы бесконечной первопричине изучаемых наукой конечных предметов и причин, однако научные идеи посредством такого включения их в идеологии становятся идеологизированными и потому не вполне объективными, а значит, не вполне адекватно отражающими мир. Поскольку наука и идеология несовместимые, то приспособление рационально-научных идей к идеологическим идеям искусственное и деформирует не только науку, но и идеологию. Однако поскольку идеологии осмысливают реальность, то они осмысливают те ее стороны, которые актуально связаны с бесконечными экзистенциальными ценностными переживаниями идеологических личностей, а значит, с их экзистенциальными потребностями, интересами, положением в системе общественных отношений и др. Идеологии способны косвенно в искаженном безгранично идеализирующем виде частично верно отражать реальность, однако рациональное мышление способно использовать полученные частично адекватные идеологические идеи только путем их специальной научной деидеологизации, в том числе в виде деидеализации и деаксизации (от греч. axia — ценность), что делает получение из них научного знания слишком методологически затруднительным, а потому гораздо менее эффективным, чем получение научного знания путем прямого научного познания реальности с помощью специальных научных методов. В наше время развитой науки нет нужды в поиске полезных для науки идей в различных идеологических взглядах. В те времена, когда наука была очень неразвитой, использование людьми с рациональным мышлением содержания идеологий для поиска в них полезных для науки идей было в определенной мере оправданным. Такой поиск скорее были способны осуществлять тогда и способны осуществлять сейчас ученые со смешанным дуалистичным рационально-идеологическим мышлением, а не ученые, обладающие монистичным рациональным мышлением.

Хотя идеология активно использовалась в прошлом и нередко сейчас используется в управлении человеческими сообществами, в частности, в политических отношениях, хотя при опоре на идеологию порождались и порождаются войны, в том числе религиозные, вследствие которых погибли многие десятки миллионов людей, однако экзистенциально нуждаются в идеологии лишь люди, обладающие идеологическим мышлением. Люди с рациональным мышлением не нуждаются в идеологии, поскольку она не совместима с ним и отторгается им. Каждая личность с идеологическим мышлением создает свой особый идеологический взгляд на мир, но одновременно большинство идеологических личностей являются адептами общих, в том числе массовых идеологий. Некоторые высоко творческие личности с идеологическим мышлением создают идеологии, в существенных чертах становящиеся общими для многих людей. Хотя идеологические творцы, создающие общие для многих людей с идеологическим мышлением идеологии, творят их в соответствии со своим бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием мира, но оно в существенных чертах совпадает с бесконечным экзистенциальным ценностным переживанием мира многими людьми. Однако ни в одну историческую эпоху не было единой для всех людей с идеологическим мышлением идеологии, и она невозможная.

Какими бы сильно идентичными ни были идеологические взгляды идеологических личностей, каждая из них обладает также своеобразием бесконечного экзистенциального ценностного отношения к реальности, бесконечного экзистенциального ценностного переживания ее и себя в нем, особенно в социальном мире, своего характера, идеологического мышления, своих потребностей, интересов и др., обусловливающих особенности их идеологического взгляда. Не все люди с идеологическим мышлением способны сформулировать отчетливо свои особые идеологические взгляды, но они обязательно присутствуют в их мышлении, хотя и не всегда явлены обществу в каком-либо виде. Потому оправданно сказать, что сколько идеологических личностей, столько идеологических взглядов на мироздание. Однако крупных идеологических систем взглядов, в которых содержатся общие для многих живущих в каждый конкретный момент времени идеологических личностей наиболее существенные идеологические идеи о реальности, в каждый исторический период немного как в каждой стране, так и во всем мировом сообществе.

Жизнеспособность создаваемых рациональным мышлением научных идей, которые являются рациональными, в конечном счете проверяется практикой. Объективно доказанные истинные научные идеи становятся навсегда частью научного понимания мира. А жизнеспособность конкретных идеологических идей проверяется тем, насколько они соответствуют бесконечным переживаниям идеологическими личностями реальности. В этом плане конкретные идеологические взгляды (идеологические концепции, учения) жизнеспособные до тех пор, пока у них есть приверженцы. Адепты каждой идеологии только свою идеологию считают абсолютно и единственно истинной, а чуждую им идеологию считают абсолютно ложной. Потому сколько разных идеологических взглядов на мир, столько категорически признаваемых их приверженцами абсолютных идеологических истин, ни одна из которых не соответствует критерию объективной истины и с точки зрения рационального мышления не является объективной истиной как проверенным практикой адекватным отражением реальности.

Изменение исторических эпох, а значит, присущих им общественных отношений, экономик, культур, способно влиять на особенности создаваемых и модифицируемых идеологий, однако нередко бывает, что некоторые идеологии, а точнее сменяющиеся физически приверженцы некоторых идеологий, в течение многих веков пытаются сохранить их основные черты. Это особенно присуще приверженцам религиозных идеологий. Но и среди приверженцев философских идеологий тоже заметные попытки сохранения в течение длительного времени их основных черт, например, среди адептов философий Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура, томистской философии, марксистской философии. Бывают также попытки возврата к ранним потерявшим жизнеспособность идеологическим взглядам (например, Дж. Бруно использовал в своих философских взглядах идеи древнегреческой философии). В то же время бывают идеологии, которые приспосабливаются в модифицированном виде к новым историческим условиям (например, неокантианство, неотомизм, неомарксизм) и идеологии, которые создаются в виде новых применительно к новым историческим условиям (например, философия постмодернизма).

Идеологическая эволюция идет в разнообразных формах, например, в форме частичной, но не коренной модификации идей в уже существующих идеологиях, в форме создания существенно новых идеологических идей, в форме эклектичного объединения компонентов разных идеологий, вследствие чего создаются новые идеологии (например, философская концепция Виктора Кузена), в форме существенного преобразования прежней конкретной идеологии или прежних конкретных идеологий, вследствие чего создается новая идеология (например, диалектико-материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса, для создания которой были творчески использованы в преобразованном виде диалектика Георга Гегеля и материализм Людвига Фейербаха, а также английских и французских материалистов). А идеологическая контрэволюция проявляется в попытках сохранить изначальные черты идеологии путем возврата прежних черт в модифицированные идеологии, которые можно назвать фундаменталистской тенденцией в виде формулы «назад к истокам», а также путем создания новых идеологий, соответствующих ушедшим историческим эпохам, например, некоторые идеологии националистов, а также путем сопротивления изменениям в существующих идеологиях.

В жизнеспособной, т. е. в обладающей в течение длительного времени многими приверженцами, крупной самостоятельной идеологии неизбежно происходит идейная дифференциация, т. е. в ней создаются различные автономные идейные ответвления в виде течений, школ, сект и др. (например, появление ленинизма в марксизме, появление католицизма и православия в христианстве), а если автономные идейные ответвления крупные и жизнеспособные, то в них тоже может происходить дифференциация на автономные идейные ответвления, в которых, если они крупные и жизнеспособные, также может происходить дифференциация на автономные идейные ответвления и т. д. Дифференциация самостоятельных идеологий на автономные идейные ответвления может происходить наподобие матрешки. Если идейные ответвления очень сильные и содержат компоненты, существенно отличные от ряда главных компонентов исходной идеологии, то это означает появление новой идеологии, самостоятельной относительно исходной идеологии (например, зарождение христианства в рамках иудаизма, зарождение протестантских вероучений в рамках католицизма). Дифференциация идеологий, при которой может сохраниться исходная идеология, а может исчезнуть, характерная для развития идеологий и является ее законом. Своеобразие идеологического взгляда на мир каждого приверженца конкретной общей для ряда, по меньшей мере для двух идеологических личностей идеологии — это фактически идейное автономное ответвление в ней, которое может быть незначительным и значительным. Хотя каждая идеологическая личность закономерно обладает спецификой идеологического взгляда на мир относительно признаваемых общих с другими идеологическими личностями идеологических идей, но не каждая личность способна оформить специфику своего идеологического взгляда в концептуальном виде.

Создание творцами идеологий систем идеологических взглядов (идеологических учений, концепций) осуществляется с целью повлиять с помощью их на как можно большее число людей, а через них — на все общество и человечество. Несмотря на то, что обладателями монистичного идеологического мышления являются приблизительно лишь ок. 7–12% людей, много людей обладают дуалистичным рационально-идеологическим мышлением. Однако идеологический компонент в дуалистичном мышлении не обеспечивает его обладателю последовательность в следовании определенной идеологии, поскольку компоненты идеологического мышления в нем ограничены компонентами рационального мышления и потому деформированы. Хотя стремление творцов конкретных идеологий повлиять на как можно большее число людей рассчитано на то, чтобы достичь с помощью их разные конкретные идеологические цели, например, создать общественные отношения в соответствии с конкретным идеологическим проектом общества, но в то же время все создатели и последователи идеологий имеют целью обеспечить жизнеспособность своих идеологий, т. е. обеспечить их жизнеспособность путем увеличения количества их приверженцев. Однако как бы ни стремились приверженцы каждой конкретной идеологии отстаивать свою идеологию как абсолютно и единственно истинную для всех людей, на самом деле идеологические идеи способны овладевать умами только личностей с идеологическим мышлением и невозможна единая для всех идеологических личностей идеология.

Идеологические идеи, в отличие от доказанных в качестве истинных научных идей, не обладают и не способны обладать всеобщностью и объективностью. Научные идеи, являющиеся рациональными, существуют в виде осознаваемых проблем, гипотез, истин, сомнений и ошибочно принимаемых как истинные неадекватных идей. Объективная рационально-научная истина — это доказанные в качестве адекватного отражения реальности рационально-научные идеи, которые не зависят от воли и характера людей, от исторических эпох и от социальных условий. Они дополняются, но как истинное знание не изменяются и входят в систему объективных знаний человечества о мире. В отличие от научных идей, идеологические идеи только их приверженцами мыслятся с помощью идеологической веры как якобы безусловно и единственно истинные, но они выражают бесконечное экзистенциальное ценностное переживание ими мира, присущее лишь идеологическим личностям, причем имеющее особенности у каждой из них, а потому они не всеобщие и субъективные чувственно-ценностные, т. е. необъективные. Идеологические идеи не признаются их адептами в виде проблем и гипотез, а категорически императивно признаются ими лишь в виде абсолютных истин. Однако на самом деле любые идеологические идеи, в отличие от доказанных в качестве истинных научных идей, способны в ходе их эволюции умирать, изменяться и заменяться на другие по содержанию идеологические идеи даже об одном и том же предмете идеологического осмысления, т. е. конкретные идеологические идеи в конкретный момент времени способны изменяться либо в сторону устаревания, либо в сторону повышения их жизнеспособности. Однако все идеологии и их идеи смертные.

Согласно моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии, поскольку любая идеология нереалистичная, то критерии идеологической эволюции с точки зрения прогресса и регресса содержания идей конкретных идеологий и идеологии в целом не абсолютные, а относительные и не поддаются четким определениям. Однако в рамках конкретных идеологий в образах безгранично идеализированных предметов реальности по-разному осмысливаются различные стороны реальности, и конкретное содержание безгранично идеализирующих реальность идеологических идей может иметь для людей с идеологическим мышлением как негативное, так и позитивное ценностное значение по отношению к человечеству, к обществу, к индивидам, в том числе к приверженцам идеологий. например, бывают бесчеловечные идеологии, а бывают гуманистические идеологии, бывают идеологии, ориентированные на повышение жизнеспособности общества, а бывают идеологии, ориентированные на ее ослабление, бывают идеологии, в целом ориентированные на прогресс общества, а бывают идеологии, в целом ориентированные на регресс общества. Критерии идеологической эволюции с точки зрения усложнения и упрощения содержания идеологических идей также относительные и не поддаются четким определениям. например, идеалистическая философия Г. Гегеля по содержанию намного сложнее идеалистической философии Платона, сознательно созданная христианская религия, в разработке которой принимали и принимают большое участие наряду с теологами также философы, намного сложнее по содержанию, чем стихийно сформировавшиеся первобытные политеистические религии. Однако приверженцы философии Гегеля немногочисленные, а приверженцев христианства много.

Критерии прогресса и регресса в идеологии по-разному понимаются приверженцами и идеологическими противниками конкретных идеологий, а также рационалистами, особенно учеными, исследующими идеологию, в том числе конкретные идеологические взгляды. например, с точки зрения по меньшей мере раннего марксизма критерием прогресса философии рассматривалось развитие диалектического и материалистического взглядов на мир, которое привело к созданию марксистской диалектико-материалистической философии как якобы высшего этапа развития философии, осмысливающей диалектико-материалистически и природу, и общество, и сознание. Однако создание и распространение диалектико-материалистической философии не привело ни к исчезновению не диалектико-материалистических философий, ни к предотвращению порождения новых философских учений, существенно отличающихся от диалектико-материалистической философии, ни к исчезновению и к предотвращению порождения иных идеологий (религий и др.). Философия, религия и иные разновидности идеологий имеют не только общие, но и специфические законы эволюции. С позиции моей концепции чистого рационализма и чистой идеологии можно назвать относительным прогрессом философской и религиозной идеологий как можно более полный идеологический учет ими особенностей современной им эпохи, но нет общего критерия прогресса в конкретном содержании идеологических идей. В видах идеологий (например, в религии и философии) можно выделить подобие критериев прогресса в содержании их идеологических идей, однако они относительные. например, нередко учеными рассматривается в качестве прогресса религии переход от политеизма к монотеизму. Но в устройстве религии нет препятствий для массового возрождения политеизма в ней. В философии длительное время наблюдалось поступательное развитие диалектического и материалистического взглядов на мир. Но сейчас влияние диалектико-материалистической философии среди приверженцев философии слабеет, появляются новые философии, построенные на иных идеологических идеях, у которых есть свои приверженцы. В конкретных крупных философских и религиозных учениях тоже можно наблюдать элементы подобия относительного идейного прогресса, который по-разному оценивается их приверженцами, их идеологическими противниками и рационалистами, в том числе учеными.

Содержание доказанной в качестве истинной рационально-научной идеи — это мысленный предмет (эйдос), адекватно моделирующий в мышлении реальность, являющийся субститутом (заменителем) в мышлении точно отраженной реальности и представляющий собой чистую предметную мысль о мире. Содержание живой идеологической идеи — это мысленный предмет (эйдос), моделирующий мир в безгранично идеализированном виде и являющийся нереалистичным его субститутом в мышлении, который не представляет собой чистую предметную мысль о мире, поскольку имеет в себе также бесконечное переживание мира его адептом, основанную на этом переживании веру в якобы абсолютную истинность эйдоса и категорическое повеление мыслить мир таким, каким он изображен в эйдосе, а также относиться к миру в соответствии с этим изображением. Сказанное означает, что в конкретном содержании идеологической идеи присутствует приверженная ей идеологическая личность в форме своего самосознания со своим экзистенциальным ценностным переживанием реальности как якобы бесконечной и себя как будто бы проявления бесконечной основы мира, со своими категорически императивным пониманием мира и ориентацией на поведение в нем сообразно содержанию идеологической идеи. Потому неприятие кем-либо конкретной идеологии, борьба с ней категорически воспринимается ее адептами как неприятие их, как борьба с ними, как покушение на их сущность, на их бытие.

На мой взгляд, оправданно сказать, что содержание конкретных живых идеологических идей — это своеобразное идеальное (нематериальное) бытие сущности их адепта, духовно связанного с верящими в безусловную истинность этих же идеологических идей другими ее адептами, если они есть. Конкретные идеологические идеи, на основе веры в абсолютную истинность которых духовно сопряжены их адепты, являются также своеобразными их коллективными духовными сущностями. Именно адепты конкретных живых идеологических идей являются своеобразным их мотором, обеспечивающим их жизнеспособность. Все живые идеологические идеи неотделимы от их приверженцев, потому все они являются своеобразными самоуправляемыми идейными организмами, способными к самосохранению посредством их приверженцев, которые обеспечивают их самосохранение, категорически императивно руководствуясь ими как своей сущностью и тем самым обеспечивая самосохранение своей идеологической сущности. Конкретная живая идеологическая идея личностная, но присущая, во-первых, только личностям с идеологическим мышлением, во-вторых, присущая только ее приверженцам, и вне ее приверженцев она мертвая. С точки зрения рационального мышления все живые идеологические идеи в качестве реальных идейных саморегулируемых организмов по мысленному способу своего бытия являются разновидностью реальных конечных предметов.

В содержании любой рационально-научной идеи, даже существующей в виде проблемы или ошибочного понимания мира, субъект осмысления мира отсутствует, он по отношению к ней является внешним фактором, потому научная идея бесстрастная и беспристрастная, она объективная, она безличная и является отраженной реальностью, представленной в идеальном (в смысле нематериальном) виде в рациональном мышлении с помощью его содержательных логических средств, в том числе его содержательных (предметных) логических форм и не является саморегулируемым идейным организмом. В силу присутствия в предметных логических формах идеологических идей и в их содержании самосознания их приверженцев с их бесконечным экзистенциальным переживанием мира и с их ориентацией на поведение в мире в соответствии с ними идеологические идеи являются такими самоуправляемыми идейными системами, содержание которых имеет обусловленную их предметными логическими формами внутреннюю цель в кибернетическом смысле в виде генеральной направленности этих идейных систем на самосохранение и повышение их жизнеспособности с помощью своих адептов. Главный критерий жизнеспособности идеологических идей, которые являются субъективно-личностными, — это наличие у идеологических идей адептов, от которых зависит сохранение и повышение их жизнеспособности. Наличие адептов у конкретных идеологических идей может зависеть от многих факторов, в том числе не только от специфики бесконечного экзистенциального ценностного переживания адептами мира, которое является определяющим в обусловливании их приверженности конкретной идеологической идее, но и от особенностей их характера, чувств, мышления, потребностей, интересов, ценностных установок, от их положения в общественных отношениях, от ориентации идеологических идей на прогресс или регресс человеческого сообщества, от совместимости идеологических идей с современностью и др., которые влияют на специфику бесконечного ценностного переживания мира адептами.


Последний раз редактировалось: Admin (Ср Сен 15, 2021 11:19 am), всего редактировалось 28 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИДЕОЛОГИЯ КАК САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ИДЕЙНЫЙ ОРГАНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ) Empty ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сообщение автор Admin Пт Июн 30, 2017 7:05 pm

Полагаю, что к объяснению эволюции идеологии в определенной мере применимы биологические концепции естественного и искусственного отбора, но адаптированные с учетом особенностей идеологии как компонента индивидуального и общественного сознания. Поскольку живая идеология, т. е. идеология, имеющая приверженцев, является самосознанием личностей с идеологическим мышлением, их сущностью, их личностным «Я», то все имеющие приверженцев идеологические идеи персонифицированные и являются в лице их организованных и неорганизованных адептов своеобразными псевдосубъектами (квазисубъектами) социальных отношений. Живые идеологические идеи как своеобразные идейные организмы активные и конкурируют друг с другом за сохранение и повышение своей жизнеспособности. Между ними идет своеобразная борьба за существование, в которой действуют своеобразные естественный и искусственный идеологический отбор наиболее жизнеспособных. Масштабно участвуют в конкуренции самостоятельные крупные системы идеологических идей (концепции, учения), осмысливающие реальность целиком, которые зачастую дифференцированные на автономные идеологические системы идеологических идей в виде течений, школ, а также фундаментальные идейные компоненты самостоятельных крупных идеологических систем, осмысливающие основу мироздания, общество, природу, человека и др. Такими самостоятельными крупными идеологическими системами сегодня являются, например, в религии христианство, ислам, буддизм; в философии диалектико-материалистическая философия, философия неотомизма, философия экзистенциализма. Даже если какая-то идеологическая личность по каким-то причинам не знакома с уже созданными другими идеологическими личностями идеологическими учениями, что маловероятно, то она все равно смотрит на мир системно и осмысливает его посредством многих связанных ею в систему идеологических идей, выработанных самостоятельно, возможно, с помощью значений слов обыденного языка.

Борьба живых идеологий за существование и естественный и искусственный идеологический отбор действуют не только в отношениях между самостоятельными крупными системами идеологических идей (например, между мировыми религиями, между крупными философскими концепциями), но и внутри самостоятельных крупных систем идеологических идей, состоящих из многих взаимосвязанных идеологических идей, дифференцированных на автономные системы идеологических идей, и внутри крупных автономных систем идеологических идей, состоящих из многих взаимосвязанных идеологических идей, если они тоже дифференцированы на автономные системы идеологических идей, и т. д. Борьба живых идеологий за существование и естественный и искусственный идеологический отбор действуют также в отношениях между направлениями в типах идеологий (например, между материалистическими и идеалистическими взглядами) и между типами идеологий (например, между религиозной и философской идеологиями). Идеологические идеи о нефундаментальных сторонах реальности не действуют самостоятельно, а вмонтированы в осмысливающие мир целиком или его фундаментальные компоненты крупные системы идеологических идей, посредством которых они действуют и борются друг с другом за существование, и потому нет самостоятельной борьбы за существование между идеологическими идеями о нефундаментальных сторонах реальности, их борьба за существование происходит посредством борьбы крупных систем идеологических идей, в которых они присутствуют в качестве идейных компонентов. Борьба идеологий за существование и естественный и искусственный идеологический отбор наиболее полно реализуются на уровне отношений между крупными самостоятельными системами идеологических идей. Полагаю, что во многом в процессе борьбы идеологий за существование осуществляется эволюция содержания идеологических идей.

На мой взгляд, учитывая частичное, хотя и весьма отдаленное сходство механизма эволюции живых организмов и идеологических идей, целесообразно для изучения и объяснения идеологической эволюции использовать в них в адаптированном к ним виде применяемую в биологии для исследования и объяснения эволюции живого синтетическую теорию эволюции, условно частично уподобив самостоятельные крупные системы идеологических идей, которые имеют своих адептов, обеспечивающих активность идеологических идей, видам жизни в живой природе; а идейное содержание идеологических идей, которое их приверженцы признают посредством идеологической веры якобы абсолютно истинным, условно частично уподобив генотипу живых организмов, составляющих виды жизни в живой природе. Поскольку идеологические идеи являются компонентами сущности их как личностей, обладая для них категорически императивной силой, то в силу этого каждая самостоятельная живая идеология посредством своих адептов только себя категорически императивно считает единственно и абсолютно истинной, посредством адептов категорически императивно отстаивает себя такой перед другими самостоятельными живыми идеологиями, категорически императивно рассматривает другие идеологии как неистинные, как неоправданно посягающие на ее якобы абсолютную истинность и категорически императивно противодействует им. Борьба идеологий за свое существование — это, в первую очередь, борьба за обретение адептов, особенно адептов, влиятельных в обществе. Получает жизненные преимущества та идеология, которая имеет наибольшее влияние среди обладателей идеологического мышления. Потому между идеологиями идет своеобразный стихийный естественноисторический отбор, отчасти подобный стихийному естественному отбору в живой природе, и целенаправленный искусственно-исторический отбор, частично, но не полностью подобный целенаправленному искусственному отбору в селекции живых организмов. Идеологии в лице их адептов разными средствами борются друг с другом за первенство и стремятся уменьшить влияние или уничтожить другие идеологии. Наибольшую жизненную агрессивность проявляют наиболее радикальные идеологии. Однако мирное сосуществование между идеологиями невозможно, оно может быть только более жестким и менее жестким, причем на форму борьбы между идеологиями за свое существование могут влиять также разные обстоятельства. Естественно, что слабеющие умирающие идеологии, теряющие своих адептов, менее способны к борьбе за существование, чем высоко жизнеспособные идеологии.

Эволюция идеологий посредством естественного и искусственного отбора осуществляется с участием изменений в содержании идеологических идей, совершаемых их творцами. Наиболее жизнеспособными являются те идеологии, у которых наибольшее количество приверженцев в течение наиболее длительного времени и на протяжении наибольшего количества эпох. Естественный отбор и искусственный отбор в осуществлении эволюции идеологий направлен на сохранение и повышение жизнеспособности одних конкретных идеологий посредством сохранения и увеличения количества их адептов и на понижение жизнеспособности и способствование смерти других конкретных идеологий посредством уменьшения количества их адептов и избавления от них. Естественный и искусственный идеологический отбор — это основные механизмы обеспечения эволюции идеологий. Естественный идеологический отбор осуществляется также посредством добровольного выбора людьми с идеологическим мышлением конкретных идеологических идей, в том числе крупных систем идеологических идей, в качестве своих взглядов на мир и добровольного отречения людей с идеологическим мышлением от других идеологических идей, в том числе от крупных систем идеологических идей, которым они были привержены.

Искусственный идеологический отбор осуществляется сознательно. Он проводится как идеологическими личностями и их сообществами, так и рациональными личностями и их сообществами. Искусственный идеологический отбор, осуществляемый идеологическими личностями, представляет собой внешние по отношению к содержанию идеологий действия носителей идеологических взглядов в соответствии с личными ценностными идеологическими критериями (например, действия одних идеологических личностей в отношении других идеологических личностей, состоящие в принуждении к идеологической вере в конкретные идеологические идеи и к отказу от следования конкретным идеологическим идеям, в поощрении следования конкретной идеологии и отказа от конкретной идеологии, в пропаганде предпочтительности конкретной идеологии, в принудительном воспрепятствовании адептам других идеологий придерживаться своих идеологических взглядов, в запрете конкретных идеологий, в репрессиях против приверженцев конкретных идеологий и даже в их физическом уничтожении). К искусственному идеологическому отбору нередко привлекается идеологизированная государственная власть, использующая свои средства по возвышению одних идеологий и ограничению функционирования или ликвидации других идеологий. Есть также действия рационалистов, направленные в определенных интересах на поддержание одних идеологий и борьбу с другими идеологиями. Это внешний относительно идеологии искусственный идеологический отбор. Есть также действия рациональных противников всяких идеологий по ослаблению жизнеспособности и ликвидации всех идеологий. Осознанная борьба со всякой идеологией, нацеленная на ее уничтожение, — это не искусственный идеологический отбор.

Невозможно принудить людей с рациональным мышлением к вере в якобы истинность каких-то идеологических идей, но возможно принудить часть рациональных личностей играть роль как бы приверженцев конкретных идеологических взглядов на мир. В то же время невозможно принудить людей с идеологическим мышлением к искренней вере в якобы истинность конкретных идеологических взглядов, если они чуждые им, и невозможно их принудить играть роль как бы адептов конкретных идеологических взглядов на мир, если они не привержены этим взглядам. Искренние приверженцы идеологий склонные предпочесть погибнуть, но не принять в качестве своей идеологии те идеологические взгляды, которые чуждые им. В то же время в процессе искусственного идеологического отбора кто-то из обладателей идеологического мышления, по каким-то причинам не выбравший конкретную идеологию в качестве своей или разочаровавшийся в прежней идеологической вере, может выбрать свою идеологическую веру на основе своей духовной идеологической свободы воли. Искусственный идеологический отбор способен уничтожить последователей каких-то идеологических систем взглядов и этим превратить живые идеологии в мертвые, сдержать рост числа адептов конкретных идеологий и уменьшить число их адептов, создать привилегированные условия для существования каких-то идеологий и этим способен влиять на борьбу идеологий за свое существование. Религиозные войны — это одно из проявлений искусственного идеологического отбора.

Естественный идеологический отбор осуществляется стихийно. Хотя творцы конкретных идеологических идей и их адепты действуют целенаправленно, стремясь обеспечить своей идеологии наибольшую жизнеспособность, а чужим идеологиям наименьшую жизнеспособность, однако свободное предпочтение людьми с идеологическим мышлением конкретных идеологических взглядов в качестве своих происходит несогласованно со всей идеологией, и вследствие этого эволюция идеологии посредством естественного отбора идет столь же стихийно, как и эволюция живой природы. К средствам происходящего стихийно естественного идеологического отбора относится построение такого содержания идеологий, которое наиболее привлекательное для людей с идеологическим мышлением в конкретный исторический период развития человечества в конкретной стране, в конкретных исторических условиях.

Люди с идеологическим мышлением не могут не следовать определенной идеологии, но конкретную идеологию они выбирают на основе своей духовной идеологической свободы воли в соответствии со своими свойствами, которые предрасполагают их к предпочтительности выбора ими конкретного содержания одной идеологии относительно конкретного содержания других идеологий, но не предписывают им категорически выбор конкретной идеологии, однако после выбора ими конкретной идеологии в качестве якобы абсолютно истинной она приобретает для выбравших ее категорически императивный характер. Идеологическое своеобразие личности с идеологическим мышлением в первую очередь определяется ее бесконечным экзистенциальным переживанием мира, но на ее идеологическую специфику влияют также особенности ее характера, чувств, мышления, ценностных установок, потребностей, интересов, социального положения в обществе и многое другое. например, идеологическая личность, обладающая склонностью к авторитаризму или экстремизму, с высокой вероятностью предпочтет идеологию, которая содержит эти ориентации. На идеологическое своеобразие идеологических личностей способны влиять особенности эпохи, социальных условий, в которых они живут.

Но как осуществляется конкретный выбор личностями с идеологическим мышлением определенной идеологии в качестве своей, которая после выбора становится для их приверженцев категорическим императивом? Это нерешенная научная проблема. Однако не заметно закономерности в выборе людьми с идеологическим мышлением определенной идеологии в зависимости от эпохи и социальных условий, например, идеологические личности могут предпочесть идеологию, которая смотрит не в настоящее и не в будущее, а в прошлое. И потому нет единого критерия поступательности развития содержания идеологий даже в типах идеологий, в частности, в рамках религии, философии. Как в далеком прошлом, так и сейчас каждая живая система идеологических идей считает себя высшим этапом развития идеологии, в том числе и того типа идеологии, к которому она принадлежит. Например, основатели диалектико-материалистической философии К. Маркс и Ф. Энгельс категорически считали ее высшим этапом развития философии, однако сейчас ее жизнеспособность слабеет. А их диалектический предшественник объективный идеалист Г. Гегель категорически считал свою философию высшим этапом развития философии. И философы до Гегеля категорически считали свои философские учения высшим этапом развития философии.

В каждой разновидности идеологии есть свои критерии поступательности в их развитии, однако если брать идеологию в целом во всем разнообразии ее живых систем идеологических идей, то возможно заметить, что в ней имеют приверженцев как идеологии, придерживающиеся давно устаревших пониманий конкретной реальности, так и идеологии, в которые их последователи вмонтируют в идеологизированном виде новейшие достижения науки. Однако среди всего многообразия живых систем идеологических идей сейчас заметная тенденция в виде мейнстрима создания привлекательных для многих людей с идеологическим мышлением конкретных идеологий, в содержание которых вмонтированы в идеологизированном виде образы основанных на рациональном мышлении достижений общественного прогресса, в том числе в экономике, науке, культуре, политике, образовании, морали. Это форма адаптации идеологий к поступательно меняющимся условиям общественной жизни, всего человечества. Однако является проблемой, насколько устойчивый такой мейнстрим в идеологии, поскольку содержание идеологических идей только в том случае воспринимается идеологическими личностями как их идеологические взгляды, если оно соответствует их идеологическим особенностям. Современные идеологические взгляды идейно более сложные, чем созданные в отдаленном прошлом мертвые, а также еще живые идеологические взгляды. Исследование влияния на идеологическую эволюцию борьбы идеологических идей за существование посредством естественного и искусственного идеологического отбора, а также изменений в содержании идеологий требует создания своеобразной синтетической теории идеологической эволюции.

Заключение

Приверженцы конкретной идеологии смогли бы учесть претензии на истину приверженцев других конкретных идеологий, а также носителей рационального мышления и обусловленного им рационального, в том числе научного, взгляда на мир, если бы они не признавали, будто их идеология является абсолютно и единственно истинной. Такой подход был бы ограничением их притязания на всеобщность и абсолютность истинности их идеологии, но он невозможный в силу сущности идеологического мышления и создаваемой им идеологии.

Опасность применения идеологии в строительстве общества и в управлении им состоит в том, что она нереалистичная. Если бы люди с идеологическим мышлением в своей приверженности конкретным идеологиям ограничивались только своей верой в якобы абсолютную истинность идеи о будто бы существовании бесконечной основы мира без объяснения этой бесконечной идеей природы, человека, общества, которые с точки зрения идеологий якобы представляют собой проявление бесконечной основы мира, и если бы они не руководствовались своей идеологией как категорическим императивом своего поведения в мире, то приверженность идеологии была бы менее общественно опасной. Однако невозможно самоограничение обладателями идеологического мышления своего идеологического взгляда на мир только идеей о якобы существовании бесконечной основы мира в силу сущности идеологического мышления и законов создаваемой им идеологии, поскольку идея о якобы существовании бесконечной основы мира логически необходимо связана с идеей о якобы ее проявлении в конечных предметах реальности, в том числе в человеке.

Поскольку люди с рациональным, идеологическим и дуалистичным рационально-идеологическим мышлением врожденно предрасположены к особенностям своего мышления и поскольку во все времена рождаются люди с такими особенностями мышления, доля которых приблизительно одинаковая на любом этапе развития человечества, то создание и функционирование идеологий во все времена неизбежное.

2017

30. 06. 2017

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера) https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, https://demiurgos.forum2x2.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры https://demiurgos.forum2x2.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 12. 2011; Он же. Мысль человека о своем существовании как логическая форма мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 24. 12. 2011. Он же. Особенности идеологического и рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 25. 12. 2011; Он же. Черты идеологической и рациональной логик https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2011; Он же. Предметная логика https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2011, https://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Когитивный антагонизм и когитивная терапия https://demiurgos.forum2x2.ru, 3. 01. 2012; Он же. Рациональное и идеологическое мировоззрение //https://demiurgos.forum2x2.ru, 8. 01. 2012; Он же. Крах претензии философии на общезначимость https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 01. 2012; Он же. Закон абсолютной когнитивной  неопределенности рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2012; Он же. Идеологический и рациональный методологические подходы https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 01. 2012; Он же. Несовместимость идеолого-философской веры и теоретичности философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01. 2012; Он же. Эволюционная неприспособленность мышления к познанию идеального /https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 02. 2012; Он же. Сократ и Платон – первооткрыватели идеального как реальности https://demiurgos.forum2x2.ru, 7. 02. 2012: Он же. Мышление бесконечного в науке и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 27. 02. 2012; Он же. Философология (философоведение) https://demiurgos.forum2x2.ru, 12. 03. 2012; Он же. Философия не способна быть себе наукой https://demiurgos.forum2x2.ru, 21. 03. 2012; Он же. Неосознанное применение Кантом безграничной идеализации и абстрактных предметов для построения когнитивных оснований науки и философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 06. 2012; Он же. Полифункциональность идеи основы мира в виде вещи в себе в трансцендентальной философии Канта и рационально-идеологический дуализм его мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 11. 2012; Он же. Кант – первооткрыватель категорической императивности, сознательный первосоздатель квазиреальности и рациональная немыслимость его категорического императива https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2013; Он же. Научный подход к созданию философии https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 03. 2013; Он же. Отношение личности и мировоззрения как объект мировоззренческой инженерии https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2013; Он же. Ученый и религия https://demiurgos.forum2x2.ru, 18. 03. 2013; Он же. Особенности рационального и идеологического методологических подходов в осмыслении мира и в деятельности https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 03. 2013; Он же. Проблема научного познания идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 04. 2013; Он же. Идеологическая вера и рациональная уверенность https://demiurgos.forum2x2.ru, 17. 04. 2013; Он же. Ценностная природа философии и философская вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 22. 11. 2013; Он же. Эйдосы как субституты рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 03. 2014; Он же. Закон абсолютной когнитивной определенности идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 2. 04. 2014; Он же. Идеологическая вера присуще интеллектуально несамодостаточным личностям https://demiurgos.forum2x2.ru, 5. 12. 2014; Он же. Научное знание и религиозная вера https://demiurgos.forum2x2.ru, 6. 01. 2015: Он же. Безгранично идеализационная парадигма понимания науки https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 01. 2015; Он же. Особенности научного мировоззрения https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2015; Он же. Способность идеального в виде мышления и в целом психики к неопределенно длительному существованию https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 02. 2015; Он же. Особенность логики идеологической веры относительно логики рациональной уверенности https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 11. 2015; Он же. Отражательно-конструктивная и субститутная функции эйдосов рационального и идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 15. 12. 2015; Он же. Нравственный категорический императив и нравственная свобода воли https://demiurgos.forum2x2.ru, 31. 12. 2015; Он же. Императивный  мысленный образ причинности как определяющая логическая форма мышления в предметной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 23. 01 2016; Он же. "Коперниканский переворот" как общекогнитивный и общепрактический метод https://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 01. 2016; Он же. Бесконечное переживание как необходимая предпосылка логики идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2016; Он же. Этапы неосознанного высвечивания и осознанного познания и развития предметной (содержательной) логики https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 12. 2016; Он же. Исследование предметной (содержательной) логики с позиции доктрины чистого (пурического) рационализма https://demiurgos.forum2x2.ru, 26. 12. 2016; Он же. Роль чувственного переживания в идеологической им рациональной логике https://demiurgos.forum2x2.ru, 13. 01. 2017; Он же. Мышление существования объективного мира идеологической и рациональной логикой https://demiurgos.forum2x2.ru, 1. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 28. 02. 2017; Он же. Логические законы правильного идеологического мышления конечных проявлений основы мира как бесконечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические законы правильного рационального мышления реальности как конечной https://demiurgos.forum2x2.ru, 16. 03. 2017; Он же. Логические особенности дуалистичного рационально-идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 30. 04. 201; Он же. Принцип относительности рационального мышления https://demiurgos.forum2x2.ru, 11. 05. 2017; Он же. Принцип абсолютности идеологического мышления https://demiurgos.forum2x2.ru; Он же. Конституирование рациональным, идеологическим и дуалистичным мышлениями реальности и ее сущностей https://demiurgos.forum2x2.ru, 19. 05. 2017.



Прежний адрес текста: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения