ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Перейти вниз

МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ Empty МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Сообщение автор Admin Вт Мар 12, 2013 8:48 pm

ГЕОРГИЙ АНТОНЮК

МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
(особенности этой формы в рациональном и идеологическом мышлении)

См. также в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Данная научная работа - это применение и развитие моей концепции чистого (пурического) рационализма и чистой (пурической) идеологии.

В данной статье рассматривается не существование человека, не познание его существования, а мышление человеком своего существования. Объектом исследования является предметная (содержательная) логика. Проблема исследования — это выяснение, закреплена ли в устройстве предметной логики мысль человека о своем существовании, и если закреплена, то в каком виде, а также есть ли различие в мышлении людьми, обладающими рациональной и идеологической предметной логикой, своего существования, и если оно есть, то проявляется ли оно в свойствах этих типов логики.

Мышление каждого человека всегда предметное (содержательное) и ориентировано на отражение и конструирование предметов реальности, в том числе себя. Исходным пунктом мышления рациональной личностью предметов реальности является обусловленная особенностями предметной рациональной логики безусловная уверенность ее в своем конечном существовании, т. е. несомненная убежденность ее в том, что она существует, что она есть, что она живет, но что она не вечная и конечная в своих возможностях. Это одна из безусловных уверенностей человека с рациональным мышлением наряду с его несомненной уверенностью в существовании только конечных объективного и субъективного миров, которые отчасти внешне похожи на идеологическую веру своей безусловностью и отсутствием возможности сомнения в их существовании, но эти уверенности по своей сущности не идеологические, а рациональные; и они не основаны на признании якобы причинной обусловленности их существования будто бы бесконечной основой мира и не обладают для рациональной личности категорической императивностью, в отличие от категорически императивной идеологической веры, а обладают для нее естественной некатегорической императивностью.

Предмет — это все то, что было, есть, неизбежно и предположительно будет в объективном мире и в субъективном мире, в том числе в сознании человека, напр., люди, звезды, атомы, свойства, объективные законы, предметные логические формы мышления, безгранично идеализированные мысленные предметы, мысленные образы, мысленно сконструированные предметы, а также то, что человек мысленно придумал и что способно существовать только в мысли как придуманное.

Рациональное мышление признает осуществимыми (существовавшими, существующими и способными существовать) только конечные неидеализированные предметы, т. е. предметы с границами (количественными, качественными, границами времени, формы, содержания, детерминации, сущности и др.), порожденные конечными причинами и порождающие конечные предметы. Безгранично идеализированные конечные предметы (прямая линия, абсолютно черное тело, машина Карно, полное социальное равенство и др.), создаваемые такими, как если бы в них проявилась их сущность без ее ограничения какими-либо факторами, в реальности ограничивающими ее проявление, рациональное мышление признает неосуществимыми и создает и использует их лишь в качестве своих инструментов.

Рациональное мышление в силу свойств предметной логики рационального мышления признает существование вне его, вне сознания, вне психики в целом объективного и воспринимаемого с помощью органов чувств мира, однако мысли рациональной личности о конкретных предметах объективного мира содержат возможность сомнения в их существовании в силу ненадежности органов чувств как первичного источника данных об объективной реальности и полученных с помощью них ощущений как первичного отражения объективной реальности. Но рациональное мышление в силу свойств рациональной предметной логики не способно мыслить отсутствие объективного и субъективного миров и сомневаться в них. Сомнение рациональной личности в существовании объективного и субъективного миров или непризнание их существования является дезорганизацией отражательной функции предметной логики рационального мышления, не обеспечивающей в силу этой дезорганизации первичную адекватность отражения мира в виде несомненного признания существования объективного по отношению к рациональному мышлению и по отношению к психике в целом мира и субъективного мира рациональной личности. В то же время в нормальном рациональном мышлении существует противоречие между его безусловной уверенностью в существовании объективного мира, который оно мыслит неопределенно конечным, и возможностью сомнения рационального мышления в существовании конкретных предметов объективного мира.

Идеологическое мышление с помощью идеологической веры категорически императивно мыслит мир бесконечным и рассматривает конечные предметы как проявление якобы существующей бесконечной основы мира. Идеологическое мышление тоже признает существование вне его, вне сознания и вне психики в целом объективного и воспринимаемого с помощью органов чувств мира в силу свойств предметной логики идеологического мышления, но оно не способно сомневаться в существовании конкретных предметов объективного и субъективного миров, если они признаны безусловно существующими конкретным идеологическим взглядом на мир, рассматриваемым конкретным идеологическим мышлением с помощью идеологической веры в качестве абсолютно истинного. Созданные идеологическим мышлением субъективно-идеалистические взгляды в виде солипсизма о якобы существовании только субъективной реальности — это дезорганизация отражательной функции идеологического мышления. Идеологическая личность категорически императивно уверена в силу особенностей предметной идеологической логики в своем существовании.

Человек существует не потому, что он мыслит свое существование, наоборот, он потому способен мыслить свое существование, что он существует. Одним из существенных отличий человека от животных является наличие у него самосознания, способности мыслить себя и свое существование. Знание человека о своем существовании играет существенную роль в организации человеком своей жизнедеятельности: в познании и конструировании окружающего его предметного мира и себя, в осуществлении своей практической деятельности. Полагаю, безусловная уверенность рациональной личности в своем существовании как конечного существа и безусловная уверенность в существовании объективного и субъективного миров как конечных реальностей являются свойствами ее рациональной предметной логики, а образы существования рациональной личности, а также объективной и субъективной реальности являются одними из первичных предметных логических форм рационального мышления, обладающих естественной некатегорической императивностью для рациональной личности.

Рациональный человек мыслит себя существующим конечным предметом по отношению к другим существующим конечным предметам, в том числе по отношению к другим людям, и другие конечные предметы, в том числе других людей, он мыслит по аналогии с собой обладающими существованием конечными предметами.

Мышление каждым обладающим нормальным рациональным мышлением человеком своего существования — это постоянно повторяющаяся, хотя и не всегда замечаемая им его мысль, которая является исходной при мышлении им других предметов и необходимым компонентом мысли о них, она служит отправной точкой для построения им мыслей о существовании других предметов, которые оно мыслит только конечными. Это его самая простая и исходная мысль, она присутствует в любом акте его мышления о любых предметах. Однако хотя мысль человека с рациональным мышлением о своем существовании является самой простой, но в то же время она невозможна без мысли о «не-Я», т. е. о другом конечном предмете, поскольку рациональное мышление не способно мыслить бытие любого конечного предмета, в том числе носителя рационального мышления, безотносительно к бытию иного конечного предмета.

Мысли рациональной личности о существовании других предметов вторичные по отношению к мысли человека о своем существовании, поскольку они строятся с помощью ее мысли о своем существовании, и в любой из мыслей о существовании других предметов имманентно, хотя и не всегда явно, содержится мысль личности о своем существовании. Даже мышление рациональным индивидом существования конечных предметов относительно друг друга сопровождается мышлением им собственного существования. Потому мысль рационального человека о существовании всякого конечного предмета является более сложной, чем его мысль о своем существовании. Но в высказываниях рационального индивида о существовании других предметов безотносительно к собственному существованию может отсутствовать его высказывание о собственном существовании, поскольку присутствие его мысли о своем существовании в этих высказываниях было бы избыточным. Однако мысль рационального человека о своем существовании открыто присутствует на уровне оценки им существования предметов, являющихся объектами его мысли. Основанная на безусловной уверенности мысль рационального человека о своем существовании является обязательным компонентом содержания мысли о предметах, и в силу этого мысль рациональной личности о своем существовании является первичной предметной логической формой предметной логики рационального мышления, обладающей рациональной естественной императивностью. Другими обязательными компонентами содержания рационального мышления о предметах являются основанные на безусловной уверенности мысли о существовании объективного мира и о существовании субъективного мира в виде сознания, и в силу этого они тоже являются первичными предметными логическими формами рационального мышления, обладающими рациональной естественной императивностью.

Предполагаю, что такое устройство рационального мышления, при котором мысль человека о своем существовании присутствует явно или скрыто в мышлении им существования любых предметов, которые оно мыслит только конечными, сложилось в глубокой древности в процессе формирования предметной рациональной логики, когда зарождавшийся Homo sapiens был антропоцентричным и оценивал существование любых предметов мира относительно своего существования. При осмыслении конкретных предметов современный рациональный человек руководствуется критерием «сделать вывод о существовании чего-либо — это установить подобие моему существованию». Мысль человека о своем существовании не могла не закрепиться в устройстве рациональной предметной логики в качестве ее свойства в виде ее предметной логической формы. Потому мышление рациональной личностью существования любого конечного предмета — это обязательно мышление ею своего существования. И потому знание того, как рациональный индивид мыслит свое существование, является необходимым для понимания мышления им существования любых конечных предметов.

Для человека с рациональным мышлением временной момент мысли о любом предмете является необходимым, но не единственным критерием признания существования любого предмета. С точки зрения рационального мышления мыслить существование любого предмета — это мыслить его существование в какой-то момент времени. Рациональное мышление вообще не в состоянии содержательно мыслить идеи существования предметов вне времени, бесконечными во времени и в бесконечном времени. Но идеологическое мышление с помощью идеологической веры мыслит содержательно эти идеи.

Рациональное мышление не в состоянии мыслить существование конечных предметов отдельно от этих предметов. Неотомизм как разновидность философской идеологии признает отдельное от конечных предметов и якобы предваряющее конечные предметы существование в виде существования Бога как формы всех форм. Для рационального мышления мыслить существование конечных предметов — это мыслить такое существование конечных предметов, которое является соотносительным, т. е. это мышление существования конечных предметов относительно друг друга и в первую очередь относительно существования мыслящей их рациональной личности. Рациональное мышление не в состоянии мыслить конечный предмет существующим сам по себе безотносительно к существованию других конечных предметов.

Противоположное рациональному мышлению опирающееся на идеологическую веру внерациональное идеологическое мышление способно мыслить предмет существующим сам по себе, и в качестве такого предмета оно мыслит якобы существующую бесконечную основу мира (бесконечных материю, бога, мировую волю и др.). Так, И. Кант признавал объективное существование бесконечного предмета самого по себе (согласно установившемуся русскому переводу — «вещи в себе»). Однако у него идея бесконечной вещи в себе в онтологическом аспекте — это, на мой взгляд, в том числе фактически обобщенная идея о бесконечной основе (первооснове) мироздания и ее качествах, но бедная содержанием, в том числе и потому, что она предельно общая по отношению ко всем возможным идеям о бесконечной основе мира и под нее можно подвести и бесконечную материю, и бесконечного нематериального бога, и бесконечную абсолютную идею из философского учения Г. Гегеля. И. Кант фактически создал, предполагаю, непреднамеренно вопреки идеологической предметной логике универсальный шаблон для построения любых взглядов о бесконечной основе мироздания. Но содержательно мыслить бесконечной основу мира и якобы существование бесконечной основы мира способно не рациональное, а идеологическое мышление, которым Кант обладал наряду с рациональным мышлением. Обладание этими противоположными типами мышления позволило ему быть как философом, так и ученым-рационалистом. Как ученый с рациональным мышлением он вступал в противоречие с собой как философом с идеологическим мышлением.

Идеологическое мышление способно мыслить бесконечную основу мира только существующей. Для него мысль о бесконечной первооснове мира и мысль о ее существовании неразделимые. Однако мыслить объективно существующей кантовскую вещь саму по себе именно как общий шаблон для создания любых идей об основе мира не способно даже идеологическое мышление, для которого она является только конкретной идеей о якобы бесконечной основе мира, неприемлемой иными философскими учениями. Поэтому Кант как философ осознанно мыслил существование вещи самой по себе в виде существования конкретной бесконечной основы мира. Но в таком конкретизированном виде вещь сама по себе (вещь в себе) не может претендовать на то, чтобы быть философским шаблоном. Впоследствии Гегель попытался преодолеть противоречивость кантовской идеи бесконечной основы мира в виде универсальной в силу малосодержательности идеи бесконечной вещи в себе и попытался создать якобы подходящую для всех универсальную, единую и в то же время очень содержательную идею бесконечной основы мира — бесконечную абсолютную идею, которая тоже не способна была выполнить заданную ей функцию.

Личность, обладающая идеологическим мышлением, как и личность, обладающая рациональным мышлением, не в состоянии мыслить себя отдельно от своего существования, т. е. поскольку она себя мыслит, то она с безусловной уверенностью, но категорически императивно мыслит себя существующей и не способна мыслить себя не существующей и сомневаться в своем существовании. Однако она мыслит себя не только как обладающего собственным существованием конечного индивида, обусловленного другими конечными предметами, в том числе другими человеческими индивидами, но и как якобы проявление в ней бесконечной основы мироздания (бесконечных материи, бога и др.), и она мыслит якобы существование бесконечной основы мира только в связи с мышлением ею своего существования посредством рассмотрения своего существования как будто бы причастного к бытию бесконечной основы мира в виде якобы ее проявления, т. е. мыслит свое существование бесконечно идеализированно. Опирающееся на идеологическую веру признание идеологической личностью якобы существования бесконечного предмета основано на бесконечном экзистенциальном переживании ею мира и себя в якобы бесконечном мире. Это значит, что она мыслит себя с помощью идеологической веры конечно-бесконечной. Она категорически императивно мыслит остальные конечные предметы не только как обладающие собственным существованием, но и как якобы проявление в них бесконечной основы мира, а потому она мыслит существование конечных предметов не только по отношению к себе, но и по отношению к бесконечной основе мира, в существование которой она верит, и тоже мыслит их с помощью идеологической веры конечно-бесконечными. Основанное на идеологической вере мышление идеологической личностью своего существования как якобы проявления бесконечной основы мира при одновременном мышлении ею существования бесконечной основы мира как будто бы причины ее существования и существования других конечных предметов является одной из первичных предметных логических форм предметной логики идеологического мышления, обладающей идеологической категорической императивностью наряду с другими первичными предметными логическими формами этой логики. Другими обязательными компонентами содержания мысли идеологической личности о мире являются основанные на идеологической вере мышление ею существования объективного мира и мышление ею существования субъективного мира, которые в силу этого тоже являются первичными предметными логическими формами идеологического мышления, обладающими идеологической категорической императивностью.

2011

24. 12. 2011

Опубликовано в книге: Георгий Антонюк. Рациональное и идеологическое мышление. - Ridero, 2021 (https://ridero.ru/books/racionalnoe_i_ideologicheskoe_myshlenie).

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).

См. также по теме работы автора: Антонюк Г. А. Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Он же. Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, 1998, Т. 7; Он же. Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07, Lebedev.ru, 3. 12. 2007, SciTecLibrary, 21. 12. 2007; Он же. Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. -- Мінск, Беларуская энцыклапедыя, 1998, Т. 7; Он же. Iдэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007 (Идеология, идеализация и вера // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 17. 12. 2007; Он же. Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа: Материалы межд. науч. конф. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 2007; Он же. Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4 (11), Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 2007; Он же. Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 2007, Lebedev.ru, 15. 01. 2008; Он же. Правитель, идеологическая вера и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Он же. Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Он же. Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Он же. Религия и рационализм (особенности и значение в управлении обществом и человечеством) // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 2007; Он же. Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход) // Demiurgos.communityhost.ru, 28. 08. 2007, Lib.mexmat.ru, 12. 09. 2007; Он же. Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Он же. Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007; Он же. Рациональный и идеологический подходы в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007; Он же. Современные российские правители и идеология // Demiurgos.communityhost.ru, 12. 04. 2008; Он же. Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 2007, Lebedev.ru, 15. 04. 2008; Он же. Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 2008; Он же. Введение в науку о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 27. 09. 08, Heorhi.ru.gg, 27. 09. 08, Lebedev.ru, 28. 09. 08; Он же. Мышление и идейная суверенность личности // Demiurgos.communityhost.ru, 2. 11. 08, Lebedev.ru, 2. 11. 08, Heohi.ru.gg, 2. 11. 08, heorhi.livejournal.ru, 2. 11. 08; Он же. Вера и духовная свобода воли // Demiurgos.communityhost.ru, 26. 06. 2010; Он же. Свобода выбора веры // Demiurgos.communityhost.ru, 08. 01. 2011; Он же. Вера человека в свое существование // Demiurgos.communityhost.ru, 13. 12. 23011; Он же. Регулятивная способность мышления // Demiurgos.communityhost.ru, 21. 12. 2011.

Прежние адреса текста: ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.communityhost.ru; ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ: http://demiurgos.sosbb.ru.

Нынешний адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru.

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения