ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

НАЦИЯ БЕЛАРУСИ

Перейти вниз

НАЦИЯ БЕЛАРУСИ Empty НАЦИЯ БЕЛАРУСИ

Сообщение автор Admin Ср Мар 13, 2013 12:50 pm

Г.А.АНТОНЮК

НАЦИЯ БЕЛАРУСИ

Превращение Беларуси в самостоятельное государство поставило на повестку дня вопрос о формировании из многоэтнической и частью деэтнизированной общности граждан Беларуси единой нации. Целесообразно напомнить, что нация и этнос – явления не идентичные. Для развитого этноса первостепенное значение имеет самосознание “общности кровного происхождения”, зачастую реальной. Этнос может проживать в разных государствах и не иметь общей экономики. Например, белорусы, которые являются гражданами США, принадлежат к белорусскому этносу, но относятся к нации США. Этносы могут вообще не включаться в государственную жизнь (например, племена в джунглях Амазонки), а в древности этносы жили без государства. Нация же – это общность только граждан государства (как правило, независимо от их этнической и расовой принадлежности), которую объединяют наряду с общими самосознанием, культурой, менталитетом, психическим складом, исторической судьбой, жизненными ценностями, языком, характерными и для этноса, также общие государственно-правовые институты, хозяйственная жизнь, обеспечение ее жизнеспособности (включая воспитание и образование молодого поколения, военную защиту), которые у этносов могут отсутствовать. А полностью одноэтническое государство в условиях полноценной демократии и тесной связи с мировым сообществом вообще невозможно. Так, белорусы в Беларуси являются этносом, однако не являются нацией, поскольку они не имеют в Беларуси (а по объективным причинам и не смогут иметь) исключительно белорусского государства, собственной только белорусской экономики и ряда других собственных форм жизнедеятельности, присущих нации. Даже белорусский язык, будучи официальным, является общим не только для белорусов. Формирование одноэтнического государства неизбежно потребует предотвращения принятия в гражданство иноплеменников, изгнания или уничтожения таких граждан либо ущемления их прав человека. Недавно такое имело место, например, в Руанде, в Бурунди.

В составе бывшего СССР многоэтническое население всех республик рассматривалось в качестве исходного материала для формирования единой “новой” интернациональной национально-исторической общности – “советского народа”. Поэтому власть не ставила проблему создания из многоэтнического населения Беларуси отдельной нации. Такую проблему не решала также оппозиция. Белорусские же националы поднимали вопрос об отдельной нации Беларуси только как о нации белорусов. Таким же образом ими ставится вопрос и сегодня.

Формирование наций – это длительный и объективный в своей основе исторический процесс. Оно осуществляется в рамках независимых государств. Государство является необходимым условием консолидации всех его граждан в нацию. Одни нации сформировались на основе определенных базовых этносов, но не сводятся к ним, например, в Европе (в Англии, Венгрии, Италии, Польше и др.). Другие нации сложились как полиэтнические или надэтнические сообщества на основе многих этнических групп и деэтнизированных людей, например, нации США, Канады, нации в Латинской Америке. В связи с непрерывными массовыми миграционными процессами сейчас практически невозможно найти чисто одноэтническую нацию. Попытки, например, Израиля иметь такую нацию только из евреев обречены на провал, поскольку противоречат исторической тенденции. Сейчас через иудаизм, а затем и через иные каналы состоящая преимущественно из евреев евреизированная нация Израиля неизбежно будет размываться другими этническими группами. Похожие попытки латышей, эстонцев создать одноэтническую нацию также потерпят неудачу. Она станет очевидной после их вхождения в Евросоюз и включения в проходящие в нем интенсивные миграционные процессы.

В современную эпоху формирование и консолидация наций в отдельных государствах подрываются объединением наций на основе интеграции государств (например, созданием Евросоюза) и образованием супернаций (например, единой новой исторической общности “европейский народ, европейцы”) и единого общепланетарного сообщества. В связи со сложными процессами влияния на нации данной интеграции человечества, ведущей в перспективе к отмиранию наций, требуется осмысление специфических проблем формирования “опоздавших родиться” новых наций в рамках новых самостоятельных государств, в том числе и в Беларуси.

Исходный пункт изучения проблемы формирования нации Беларуси – это уяснение того, есть ли условия для него и если есть, то следует ли формировать данную нацию целенаправленно или нужно предоставить этому процессу возможность развиваться стихийно? Если осуществимо ее формирование и признано целесообразным делать это сознательно, то не обойтись без осмысления ряда других вопросов. Во-первых, требуется установить соотношение объективного и поддающегося направленному воздействию в формировании нации. Во-вторых, важно определить, целесообразно ли стремиться к формированию данной нации на основе самосознания, языка, культуры, обычаев, менталитета, образа жизни, психического склада белорусского этноса посредством белорусизации других этнических общностей, превращения их в “белорусов” – в “белорусских русских, белорусских поляков, белорусских украинцев и др.”, и осуществимо ли это; или разумнее идти по пути формирования многоэтнической нации “белоруссейский народ” (белоруссейцы, белоруссияне) на основе всех (или хотя бы самых многочисленных и влиятельных ) этнических общностей Беларуси (белорусов, русских, украинцев, поляков и др.) с учетом их роли и влияния в жизни Беларуси, их исторической связи с ней; или предпочтительнее формировать нацию на основе белорусского, или русского, или белорусско-русского, или белорусско-польского этносов, но без подавления самобытности и особых интересов других этносов? В-третьих, нужно определить (спроектировать) те желаемые и поддающиеся реализации общенациональные черты (параметры нации), в соответствии с которыми желательно формировать нацию Беларуси как единое целое, а также не желаемые и поддающиеся элиминации черты. В-четвертых, требуется выявить внутренние и международные факторы, которые способствуют и препятствуют формированию нации Беларуси. В-пятых, нужно определить пути, средства, силы, условия, приблизительные осуществимые сроки формирования нации Беларуси.

Невозможно однозначно предсказать, продлится ли формирование нации Беларуси на обозримое будущее или оно будет прервано, а если продлится, то по какому пути пойдет? Наиболее оптимальное условие формирования нации Беларуси в современном интегрирующемся мире – это самостоятельное государственное существование Беларуси в течение хотя бы нескольких поколений. Возникновение при этом серьезных проблем ее выживания, требующих для своего разрешения активной консолидации усилий всех граждан Беларуси, сильно способствовало бы формированию нации. Так, длительная изоляция Кубы от США и Запада и борьба ее диктаторского режима против влияния США укрепляли самобытность нации Кубы.

После восьми лет независимого существования государства Беларусь можно отметить, что пока процесс становления нации Беларуси идет, однако весьма противоречиво. Государственная политика быстрой тесной интеграции с Россией, в которой доминирует сильный русский этнос, Беларуси с ее многочисленной русской этнической общностью, ослабленным белорусским этносом при близком этническом родстве русских и белорусов, западных полешуков, украинцев Беларуси способна замедлить объединение всех ее граждан в отдельную самобытную нацию и может прервать его. Быстрое вхождение Беларуси в Евросоюз также способно по мере включения в его интеграционные и миграционные процессы замедлить формирование нации Беларуси и даже прервать его, особенно при прямой встрече с сильным польским этносом и реализацией идеи белорусско-польской федерации или конфедерации в рамках Евросоюза. Большая численность русской этнической общности в Беларуси может сильно препятствовать этому замедлению и прерыванию.

В позитивном формировании нации Беларуси также наблюдаются двоякие тенденции. С одной стороны, проявляется тенденция складывания на основе самосознания гражданской принадлежности к независимому государству Беларусь многоэтнической нации с доминированием в целом белорусско-русских этнических элементов, на Гроденщине – белорусско-русско-польских, а отчасти и белорусско-польских, на Брестчине – белорусско-русско-западнополесско-украинских, а на ее западе – и польских. С другой стороны, имеется тенденция, поддерживаемая белорусскими националами, формирования нации Беларуси на базе только белорусского этноса и белорусизации в той или иной форме представителей иных этнических общностей. Основной носитель данной тенденции – это та часть интеллигенции из числа преимущественно белорусов, которая обладает высоким белорусским этническим самосознанием. Данная тенденция была очень сильной в первой половине 90-х годов ХХ ст., когда были влиятельны политические позиции белорусских националов. Однако тогда имелись не только проявления в некотором роде принудительной (с помощью государства) белорусизации, особенно в области языка, повсеместного насаждения идеологии, императивно навязывающей установку, что Беларусь – это белорусское национальное государство, а нацией Беларуси являются белорусы. Нередко представители иных этносов – русские, поляки, украинцы, западные полешуки добровольно признавали себя белорусами по культуре, языку, самосознанию и зачастую отстаивали белорускость более искренне, чем многие из белорусов. Это был романтический период борьбы пассионариев за создание реально независимого государства Беларусь, возможность которого виделась только на основе белорусизации общества и государства. Они действовали по аналогии с латышами, литовцами, эстонцами. В тот период такая деятельность, видится, по большому счету была оправданной. Чтобы в быстрые сроки обрезать в самосознании подавляющей части населения Беларуси пуповину, связывавшую это самосознание с ценностями и интересами бывшего огромного СССР, переориентировать его на интересы Беларуси как отдельного, причем небольшого государства, необходимо было опереться на этническое самосознание, на особые этнические интересы коренного населения Беларуси, для которого в силу исторического происхождения Беларусь является Родиной. Самый многочисленный коренной, хотя и не единственной коренной, этнос – это белорусы. Поэтому на абсолютное возвышение именно его самосознания, его самобытности, его особых интересов, его права на независимое государство и ответственности за Беларусь была направлена деятельность боровшихся за независимость Беларуси белорусских националов, относившихся к белорускости как самоценности. Однако их деятельность, давая позитивный эффект в утверждении независимости Беларуси, имела негативные последствия для объединения всего многоэтнического населения Беларуси в единую нацию. Они недооценивали интересы деэтнизированных граждан, а также право многочисленного небелорусского этнического населения на сохранение и развитие собственных этнической самобытности, языка, культуры, на собственные этнические интересы в общем государстве, право на равное участие в делах всего общества и государства как общеэтнических и общегражданских явлений (в соответствии с международными нормами прав человека), а не как общества и государства только белорусов. Во многом защитной реакцией на тотальную белорусизацию явилась такая деятельность многих небелорусских этнических общественно-культурных объединений, которая зачастую основывалась на преувеличении ценности особенностей, интересов и прав собственных этнических общностей, а иногда поощряла и сепаратистские настроения, и противостояние белорусским националам.

Абсолютизация этнических особенностей, интересов и прав как белорусскими националами, так и активистами небелорусских этносов была отчасти оправдана также естественной потребностью сохранения и укрепления представителями этносов своей этнической самоидентификации и своих этносов, которые в бывшем СССР не имели возможности полноценно реализоваться. Меру же в социальных действиях всегда трудно найти. Данная абсолютизация объективно помогала также лучше уяснить специфику этнических интересов, потребностей различных этнических общностей, адекватный учет которых необходим при формировании нации из всех граждан. В то же время она сдерживала консолидацию всего населения в единую нацию Беларуси, вносила в него раскол. Однако игнорирование и ущемление интересов деэтнизированных людей и этнических общностей также препятствует объединению граждан в единую нацию.

Вторая половина 90-х годов ХХ ст. характеризуется государственной политикой, направленной на интенсивную интеграцию с Россией, что потребовало со стороны государственной власти целенаправленного ослабления тенденции к укреплению независимости Беларуси. Для этого понадобилось ограничение влияния факторов, которые способствовали обеспечению независимости Беларуси. Одним из таких мощных факторов является укрепление и развитие самобытности, этнического самосознания белорусского этноса, а также других этнических общностей и выражающих их интересы общественных движений, значительная часть представителей которых ориентируется на независимость Беларуси или не желает интегрироваться с Россией. Соответственно были ограничены возможности самоутверждения всеми этническими общностями своих специфических этнических интересов, за исключением русской, по самой своей этнической природе тяготеющей к России. Данная политика особенно болезненно ударила по интересам самого многочисленного в Беларуси, к тому же коренного белорусского этноса, поскольку предоставила реализации его этнических интересов очень малую возможность по сравнению с его численностью в Беларуси, по сравнению с возможностью реализации этнических интересов гораздо меньшей русской этнической общностью, чьи этнические интересы фактически доминируют в Беларуси, и по сравнению с теми возможностями, которые имеют в других европейских государствах самые многочисленные коренные этносы.

Нынешняя государственная политика быстрой тесной интеграции с Россией с ее очень многочисленным и сильным коренным русским этносом при одновременном ограничении реализации этнических интересов нерусских этнических общностей в Беларуси неизбежно приведет к замедлению и, возможно, даже к остановке процесса формирования из всего многоэтнического и деэтнизированного населения Беларуси единой нации, к русификации Беларуси на основе ее неизбежной россификации в силу малости и слабости Беларуси по сравнению с Россией. В бывшем СССР особые интересы России как ранее независимого имперского государства были ликвидированы или ограничены. Она была превращена фактически в автономию. Поэтому и был возможен надэтнический Советский Союз. Сейчас же Беларусь имеет дело с выраженными особыми интересами самостоятельного Российского государства с его претензиями на мировое влияние. Интересы небольшой Беларуси не в состоянии выдержать с ними конкуренцию или сохранить паритет. Поэтому закономерно естественное сопротивление этой политике сторонников формирования нации Беларуси и этнопассионариев, в первую очередь белорусских.

Ни в одной из республик России не сложилась отдельная нация из всего их населения. В случае русификации Беларуси могла бы сформироваться отдельная нация в ней при условии, если бы Беларусь географически находилась вдалеке от России или если бы Беларусь длительное время существовала в относительной изоляции от России, или если бы в ней нашли столько дорогостоящих полезных ископаемых, что никто из ее граждан не захотел бы делиться ими с народами других государств, как, например, кувейтцы не хотят делиться своей нефтью с единокровными иракцами.

Но даже при сохранении Беларусью длительное время независимости ее многоэтнический состав, тенденции интеграции человечества и интенсивная межгосударственная миграция не дают возможности создать единую нацию Беларуси на основе белорусизации населения, хотя такие попытки, даже с помощью государства, в будущем не исключены. Если для формирования нации Беларуси сложатся подходящие условия, то это неизбежно будет полиэтническая, а отчасти и надэтническая нация белоруссейцев (белоруссиян), все граждане которой будут осознавать себя полноправными ее членами и рассматривать интересы своих государства и нации как высшие по сравнению с интересами других государств и наций. В ней проявится тенденция к доминированию белорусского и русского этнических факторов. Их соотношение во многом способно зависеть от направленности политики государства. Видится разумным и объективно возможным существенное повышение роли белорусского этноса по сравнению с нынешней и превращение его в ведущий в формировании на основе прав человека такой нации при одновременном полноценном учете интересов других этнических общностей, например, предоставлением желающим культурной автономии, права официального использования своего языка в системе местной власти наряду с общегосударственным (общегосударственными). Направление формирования нации Беларуси и ее параметры или предотвращение ее формирования сильно зависят от сознательных усилий, особенно от государственной политики, но их возможности имеют объективные границы.

Эти рассуждения исходят из рассмотрения нации как самоценности. С идейной позиции относительной ценности наций ход рассуждения о них и о нации Беларуси будет несколько иным. В отдаленной перспективе все нации отомрут, одни раньше, другие позже, путем объединения в единое общепланетарное сообщество в рамках единого общепланетарного государства. Вполне может сложиться ситуация, при которой возникнет необходимость выбора – сохранять или строить свою нацию, несмотря на всяческие лишения и жить бедно, или раствориться в другой или других нациях путем слияния с ними (например, с западноевропейскими) и жить хорошо. Известно много наций, в частности, в Африке, Латинской Америке, Азии, у которых нет проблем с государственным языком, с сохранением своей культуры, самобытности, но которые живут очень бедно. От того, какую установку относительно нации выберут граждане, зависит их гражданская позиция. Видится нецелесообразным перепрыгивать через исторические этапы прогресса человечества, искусственно ускорять его объективный ход, в том числе и в сфере наций. В современных условиях нация пока еще является общепринятой во всемирном масштабе существенной ценностью и необходимой формой жизни народов, человечества, а также исходным пунктом нынешней их интеграции. Формирование нации Беларуси, несмотря на его запоздалость, соответствует закономерностям мирового развития. При сближении и объединении Беларуси с любыми государствами и их сообществами видится разумной максимальная интенсификация процесса формирования в ней единой нации, в том числе с помощью развития белорусского этноса как существенного фактора интеграции населения Беларуси, скоординированного с развитием других этнических общностей, содействием складыванию новых общих этнических и надэтнических форм жизнедеятельности, культуры, жизненных ориентиров с тем, чтобы не растворить народ Беларуси в других народах в процессе их интеграции и эффективно обеспечивать жизнеспособность этого народа как единой нации, а также его самобытное влияние на мировое историческое развитие. Целесообразно поставить степень интеграции Беларуси с другими государствами в прямую зависимость от степени сформированности нации Беларуси. Пока данная нация не сформирована и не проверила себя на жизнеспособность, слишком тесная интеграция с другими нациями крайне опасна для ее судьбы.

В белорусском этносе довольно развито сознательное управление им. Это проявление его жизнеспособности. Функцию управления выполняют многочисленные пассионарные интеллигенция, практические организаторы, этнически ориентированные политические партии и движения, культурные общества. Пока этнос белорусов жизнеспособный, генетически предрасположенные к пожертвованию своей судьбой ради этноса этнопассионарии будут рождаться в каждом поколении. Невозможно не считаться с ними, с интересами белорусского этноса и его правом по историческому происхождению и по численности на ведущую роль в интеграции всего многоэтнического и деэтнизированного населения Беларуси в единую самобытную нацию белоруссейцев (белоруссиян).

Опубликовано: Антонюк Г. А. Нация Беларуси // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе. Материалы международной научной конференции 16 – 18 ноября 1999 года, Гродно. // Гродно, 2000. С.72 – 81.

Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).



Адрес текста: ФОРУМ АНТОНЮК ГЕОРГИЙ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: МИРОПОНИМАНИЕ https://demiurgos.forum2x2.ru

При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес https://demiurgos.forum2x2.ru обязательна.

См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.com, http://poleschuki.livejournal.com, http://belorussiyane.livejournal.com, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru) и др.).

Admin
Admin

Сообщения : 250
Дата регистрации : 2013-03-12

https://demiurgos.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения