РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Страница 1 из 1
РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
(личный взгляд)
Священнослужители Русской православной церкви (РПЦ) в России и в Беларуси в процессе своих религиозно-культовых отношений с верующими оказывают с помощью многообразных средств большое влияние на психику верующих, родственное психотерапевтическому (оказывают такое влияние служители не только данной религиозной организации, но она самая многочисленная в России и Беларуси и потому самая проблемная с точки зрения массовости влияния на психику верующих). Мыслится дилетантской с врачебной точки зрения та психотерапевтическая работа с верующими, которая проводится служителями РПЦ (во время исповеди, при «изгнании бесов» и др.). Естественно, что существуют также большие сомнения относительно следования этих служителей церкви нормам врачебной этики и даже их знакомства с ними. Ведь подавляющее большинство служителей РПЦ (и других религиозных организаций) не имеет ни специального многолетнего академического образования в области психологии, включая психотерапию, ни ознакомления с врачебной этикой, ни специальной подконтрольной психологам-профессионалам многолетней практики психотерапевтического применения психологических знаний. За их психотерапевтической деятельностью не установлен постоянный общественный контроль, в т. ч. этический, в первую очередь со стороны профессионального сообщества психологов, а также со стороны государственных органов здравоохранения. Отсутствует практика выдачи государством лицензий служителям религиозных организаций на проведение психотерапии в пределах культовой деятельности. Более того, иногда у меня создается впечатление, что иные служители религиозных организаций сами нуждаются в помощи профессиональных психотерапевтов. Что неудивительно, поскольку, например, РПЦ активно стремится расширять поле своей деятельности при отсутствии надлежащих кадров. Поэтому православные верующие (и верующие других религиозных организаций) беззащитны перед некомпетентностью и злоупотреблениями служителей религиозных организаций в области психотерапии, способными негативно влиять на психику верующих. Считаю нарушением правил врачебной этики и вредным для обеспечения психического здоровья верующих и жизнеспособности конкретных нации и государства использование религиозными организациями и их служителями психотерапевтического воздействия на верующих в интересах религии вообще и конкретной религии и ее организации, в частности. Психотерапию необходимо использовать только в интересах здоровья личности.
Вот, на мой взгляд, одно из проявлений опасного невежества РПЦ в вопросах психического здоровья и психотерапии, которое содержится в имеющих нормативную силу для РПЦ "Основах социальной концепции Русской православной церкви" (2000 г.), принятых "Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви": "ХI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника".
Думаю, в интересах обеспечения психического здоровья граждан России и Беларуси целесообразно, чтобы их власти законодательно установили, что к выполнению функции служителя любой религиозной организации допускаются только те лица, которые имеют специальное образование в области психотерапии, врачебной этики, длительную практику врачебной психотерапевтической работы под контролем сообщества профессиональных психологов, сами состоят в таком сообществе, соблюдают правовые нормы в области психотерапевтической работы, врачебную этику, в т. ч. этику психотерапевта, и нормы, установленные сообществом профессиональных психологов, имеют лицензию на проведение с верующими психотерапевтической работы.
Возможно также обсуждение альтернативного варианта о законодательном запрещении религиозным организациям и их служителям выполнять не свойственную им деятельность, родственную психотерапевтической. Это не только способствовало бы улучшению защиты психического здоровья верующих от церковных дилетантов в области психотерапии, от злоупотреблений психотерапией со стороны непорядочных священнослужителей, от использования психотерапии в интересах церкви в ущерб психическому здоровью верующих и жизнеспособности нации и государства, но также ликвидировало бы противоречие между тайной исповеди и необходимостью общественного контроля, в т. ч. этического, в первую очередь со стороны профессионального сообщества психологов, а также со стороны государственных органов здравоохранения за корректным применением служителями церкви психотерапевтических приемов в процессе исповеди посредством запрета на применение священнослужителями психотерапии.
Видится наиболее разумным вариантом обеспечения психического здоровья граждан России и Беларуси законодательное закрепление психотерапии только за профессиональными психологами, выполняющими функцию обеспечения психического здоровья людей и отвечающими соответствующим требованиям, предъявляемым к психотерапевтам.
28. 06. 2005 г.
Помещено: Антонюк Георгий. Религия и психотерапия // Kreml.org, 28. 06. 05.
Автор внес в данную статью уточнения, не меняющие ее основное содержание.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./
Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://dxdy.ru, http://kasparov.ru и др.).
РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
(личный взгляд)
Священнослужители Русской православной церкви (РПЦ) в России и в Беларуси в процессе своих религиозно-культовых отношений с верующими оказывают с помощью многообразных средств большое влияние на психику верующих, родственное психотерапевтическому (оказывают такое влияние служители не только данной религиозной организации, но она самая многочисленная в России и Беларуси и потому самая проблемная с точки зрения массовости влияния на психику верующих). Мыслится дилетантской с врачебной точки зрения та психотерапевтическая работа с верующими, которая проводится служителями РПЦ (во время исповеди, при «изгнании бесов» и др.). Естественно, что существуют также большие сомнения относительно следования этих служителей церкви нормам врачебной этики и даже их знакомства с ними. Ведь подавляющее большинство служителей РПЦ (и других религиозных организаций) не имеет ни специального многолетнего академического образования в области психологии, включая психотерапию, ни ознакомления с врачебной этикой, ни специальной подконтрольной психологам-профессионалам многолетней практики психотерапевтического применения психологических знаний. За их психотерапевтической деятельностью не установлен постоянный общественный контроль, в т. ч. этический, в первую очередь со стороны профессионального сообщества психологов, а также со стороны государственных органов здравоохранения. Отсутствует практика выдачи государством лицензий служителям религиозных организаций на проведение психотерапии в пределах культовой деятельности. Более того, иногда у меня создается впечатление, что иные служители религиозных организаций сами нуждаются в помощи профессиональных психотерапевтов. Что неудивительно, поскольку, например, РПЦ активно стремится расширять поле своей деятельности при отсутствии надлежащих кадров. Поэтому православные верующие (и верующие других религиозных организаций) беззащитны перед некомпетентностью и злоупотреблениями служителей религиозных организаций в области психотерапии, способными негативно влиять на психику верующих. Считаю нарушением правил врачебной этики и вредным для обеспечения психического здоровья верующих и жизнеспособности конкретных нации и государства использование религиозными организациями и их служителями психотерапевтического воздействия на верующих в интересах религии вообще и конкретной религии и ее организации, в частности. Психотерапию необходимо использовать только в интересах здоровья личности.
Вот, на мой взгляд, одно из проявлений опасного невежества РПЦ в вопросах психического здоровья и психотерапии, которое содержится в имеющих нормативную силу для РПЦ "Основах социальной концепции Русской православной церкви" (2000 г.), принятых "Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви": "ХI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника".
Думаю, в интересах обеспечения психического здоровья граждан России и Беларуси целесообразно, чтобы их власти законодательно установили, что к выполнению функции служителя любой религиозной организации допускаются только те лица, которые имеют специальное образование в области психотерапии, врачебной этики, длительную практику врачебной психотерапевтической работы под контролем сообщества профессиональных психологов, сами состоят в таком сообществе, соблюдают правовые нормы в области психотерапевтической работы, врачебную этику, в т. ч. этику психотерапевта, и нормы, установленные сообществом профессиональных психологов, имеют лицензию на проведение с верующими психотерапевтической работы.
Возможно также обсуждение альтернативного варианта о законодательном запрещении религиозным организациям и их служителям выполнять не свойственную им деятельность, родственную психотерапевтической. Это не только способствовало бы улучшению защиты психического здоровья верующих от церковных дилетантов в области психотерапии, от злоупотреблений психотерапией со стороны непорядочных священнослужителей, от использования психотерапии в интересах церкви в ущерб психическому здоровью верующих и жизнеспособности нации и государства, но также ликвидировало бы противоречие между тайной исповеди и необходимостью общественного контроля, в т. ч. этического, в первую очередь со стороны профессионального сообщества психологов, а также со стороны государственных органов здравоохранения за корректным применением служителями церкви психотерапевтических приемов в процессе исповеди посредством запрета на применение священнослужителями психотерапии.
Видится наиболее разумным вариантом обеспечения психического здоровья граждан России и Беларуси законодательное закрепление психотерапии только за профессиональными психологами, выполняющими функцию обеспечения психического здоровья людей и отвечающими соответствующим требованиям, предъявляемым к психотерапевтам.
28. 06. 2005 г.
Помещено: Антонюк Георгий. Религия и психотерапия // Kreml.org, 28. 06. 05.
Автор внес в данную статью уточнения, не меняющие ее основное содержание.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).
Бывший адрес текста «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»: http://demiurgos.communityhost.ru./
Нынешний адрес текста "ГЕОРГИЙ. МИРОПОНИМАНИЕ": http://demiurgos.sosbb.ru./
При использовании помещенных на данном форуме материалов ссылка на его адрес http://demiurgos.sosbb.ru обязательна.
См. также научные работы автора на его однотипных сайтах http://heorhi.livejournal.ru, http://poleschuki.livejournal.ru, http://belorussiyane.ru, http://heorhi.ru.gg, а также на чужих сайтах (http://kreml.org, http://lebedev.ru, http://sciteclibrary.ru, http://dxdy.ru (на http://lib.mexmat.ru), http://dxdy.ru, http://kasparov.ru и др.).

» РАЦИОНАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ
» УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
» РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ, РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ
» УЧЕНЫЙ И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
» РАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
» РЕЛИГИЯ, РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|